Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Кульковой С.И.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Гладышевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В1 к государственному учреждению - Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконными отказа в принятии и регистрации заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2016 году и порядка предоставления путевок на санаторно-курортное лечение,
по апелляционной жалобе В1 на решение Сургутского городского суда от (дата), которым постановлено:
"отказать в удовлетворении иска В1 к Государственному учреждению-Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконными отказ в принятии и регистрации заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2016 году и порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение".
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., объяснения представителя ответчика Стефаненко Е.Д., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
В1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Фонду социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Фонд) о признании незаконными отказа в принятии и регистрации заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2016 году и порядка предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.
В обоснование иска указала, что она является инвалидом по зрению, в связи с чем в декабре 2015 года её представитель В2 подала в Фонд заявление о предоставлении ей путёвки на санаторно-курортное лечение в 2016 году. Из полученного (дата) письма ей стало известно, что Фонд отказал в принятии её заявления. В своих письмах Фонд постоянно указывает на нехватку выделенных средств на приобретение путёвок на санаторно-курортное лечение, в связи с чем выделенные на 11-12 человек средства расходуются на приобретение 1 путёвки, переводя очередь с одного календарного года на следующий. Просила признать незаконным отказ ответчика в принятии заявления в декабре 2015 года на предоставление путёвки за 2016 календарный год, обязать ответчика предоставить ей путевку за 2016 календарный год в 2016 календарном году во время летних каникул, признать незаконным использование всех средств, выделенных на 11-12человек на приобретение путёвок па санаторно-курортное лечение в календарном году на приобретение одной путёвки на санаторно-курортное лечение.
Фонд представил письменные возражения, в которых указал, что обеспечение граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением с 01.01.2005 года осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования на соответствующий финансовый год и иными нормативно-правовыми актами. Финансирование расходов на предоставление гражданам - получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, а федеральным бюджетом, о чем прямо сказано в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2005 года N 4677-ВС. В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года N 101, Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации и управляет только средствами государственного социального страхования Российской Федерации, а не средствами Федерального бюджета. В Федеральном законе от 02.12.2013 года N 322-Ф3 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено, что в советующем календарном году финансовое обеспечение по обеспечению граждан - получателей набора социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Таким образом, обеспечение граждан получателей набора социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств федерального бюджета и в пределах доведенных лимитов. Размер денежных средств, выделяемых на финансирование санаторно - курортного лечения, определяется Министерством труда и социальной защиты РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. В 2014 году, размер финансирования в месяц составил: по санаторно-курортному лечению - 103,75 руб.; по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 14,75 руб. (приказ Минруда России от 11.09.2013 года N 459н), в 2015 году по санаторно-курортному лечению 109,35 руб.; по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 15,60 руб. (приказ Минтруда России от 21.11.2014 года N 933н). Таким образом, размер финансирования в год на одного человека составил 1422 руб. в 2014 году и 1499,40 руб. в 2015 году, включая стоимость проезда к месту лечения и обратно. Стоимость одного дня пребывания в санатории, ежегодно утверждаемая приказом Минтруда России, в 2014 году составила 976,30 руб. (приказ от 19.12.2013 N 750н), в 2015 году 1028,90 руб. (приказ от 31.12.2014 N 1211 н), т.е. минимальная стоимость путевки для взрослого на 18 дней составила 17573,40 руб. в 2014 году, 18520,20 руб. в 2015 году. Фонд социального страхования, получая в год 1422 руб. в 2014 г. и 1499,40 в 2015 г. на одного человека, обязан закупить на него путевку по цене 17573,40 руб. в 2014г. и 18520,20 руб. в 2015 г. Из чего следует, что для закупки одной путевки необходимы солидарные отчисления на 12 человек. Обеспечение в течение календарного года всех 100% граждан, имеющих право па санаторно-курортное лечение, невозможно в связи с недостаточностью финансирования. В 2014 году приобретено и доведено до Филиала N 2 по профилю заболевания органов зрения 23 путевки, в 2015 - 19 путевок. В то время как количество действующих заявлений о предоставлении санаторно-курортных путевок на 2014 год (по указанному профилю заболевания) составило 65, в 2015 (по состоянию на 03.02.2016) - 60. Согласно ч.2 ст.6.3 Закона N 178-ФЗ периодом оказания гражданам социальных услуг является календарный год. В Определении Конституционного суда РФ от 11.05.2012 N 817-0 отмечено, что установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право па предоставление путевки, а положения ч.2 ст.6.3 Закона N 178-ФЗ, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. 13.11.2015 года истец обратилась с заявлением в Региональное отделение о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение в 2016 году. Письмом от 01.12.2015 N 03-07-13/04/2877л В1 была разъяснена причина невозможности принятия заявления в ноябре 2015 года на предоставление путевки в 2016 году. Как указано выше, периодом предоставления социальной услуги, в том числе по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, является календарный год. Из чего следует, что принять заявление в 2015 году на предоставление социальной услуги в будущем периоде, т.е. в 2016 году невозможно. Кроме того, В1 состоит в очереди на предоставление ей путевки на санаторно-курортное лечение по заявлениям, поданным ей в Филиал N 2 Регионального отделения 21.12.2012 г. (в очереди "данные изъяты"), 30.06.2014 г. (в очереди "данные изъяты"), 19.06.2015 г. (в очереди "данные изъяты").
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенной истицы В1
Представитель истицы В2 в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по доводам иска.
Представитель ответчика ГУ-РО ФСС РФ по ХМАО-Югре Данькина Е.Н. в судебном заседании иск не признала по доводам письменных возражений.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истица просит отменить решение суда, новым удовлетворить её требования в полном объеме. Указывает, что суд исказил формулировку искового заявления для нерассмотрения заявленных исковых требований, лишил её права на ознакомление с письменным отзывом на иск. Приобретая путевку одному, ответчик лишает остальных прав на санаторно-курортное лечение. По смыслу закона заявление о предоставлении путевки за прошедший год должно подаваться до первого дня наступающего календарного года. В конце декабря 2015 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей путевки в 2016 году за 2016 календарный год. Ответчик свой отказ мотивировал тем, что подача такого заявления преждевременна, выделенных средств на всех не хватает. На эту причину Фонд указывает во всех своих письмах. Между тем, в очереди на получение путевки она стоит с 2012 года. За указанный период ответчик ни разу не предоставил ей путевку. Предоставление путевки в летний период она обосновывала тем, что она обучается на очном отделении.
В возражениях на жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец и её представитель не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Представитель ответчика Стефаненко Е.Д. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения и дополнительно пояснила, что В1 неоднократно предоставлялись путевки по профилю заболевания, однако она отказывалась, мотивируя тем, что предоставляемые путевки её не устраивают.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая В1. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования истицы о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за 2016 год и принятии ответчиком её заявления в 2015 году о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение в 2016 году и зарегистрировать его, противоречат положениям Федерального закона "О государственной социальной помощи" и иным нормативно-правовым актам. Принятие, в том числе регистрация такого заявления, как и предоставление путевки В1. нарушило бы права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учёте для получения путёвок на санаторно-курортное лечение по ХМАО-Югре, заявления которых о предоставлении путёвки ещё не были зарегистрированы в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, находит его правильным, основанным на нормах действующего трудового законодательства.
Федеральным законом от 17.06.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Согласно статье 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Согласно пункту 3.7. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации. Указанное заявление подается по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9. указанного Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Таким образом, выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при условии соблюдения ими порядка реализации права на получение путевки на санаторно-курортное лечение, предписывающее своевременное обращение льготополучателя в срок до 1 декабря текущего календарного периода с соответствующим заявлением о предоставлении путевки и при наличии справки учреждения здравоохранения. При этом финансирование, то есть фактическое обеспечение реализации права на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год (пп. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 864).
В том случае, если гражданин в установленном порядке обратился в органы социальной защиты, подтвердив свое право на санаторно-курортное лечение, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление в последующие периоды.
Как установлено судом и следует из материалов дела, В1 является инвалидом "данные изъяты" группы, инвалидность установлена бессрочно. В индивидуальной программе реабилитации инвалидов в перечне мероприятий предусмотрено санаторно-курортное лечение. (дата) В1 подала в Фонд социального страхования по ХМАО-Югре заявление о предоставлении ей санаторно-курортной путевки за 2016 календарный год во время летних каникул очного обучения. В своем ответе от (дата) (номер)л, Фонд указол, что В1 включена в список граждан - получателей набора социальных услуг на 2015 год; принятие в 2015 году заявления на предоставление санаторно-курортной путевки в 2016 году не представляется возможным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при разрешении спора, суд первой инстанции правильно отказал истице в удовлетворении заявленных требований, поскольку право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в Федеральном законе "О государственной социальной помощи". В1 состоит в очереди на предоставление ей путевки на санаторно-курортное лечение с 2012 года. Право истицы на санаторно-курортное лечение не может быть реализовано за счет нарушения прав иных граждан, также нуждающихся в государственной социальной помощи. Первоочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение В1, в сравнении с обеспечением путевкой иных граждан, подавших заявление ранее неё, будет отсрочено, что нарушит принцип социальной справедливости. Учитывая, что В1 в течение календарного года не была обеспечена такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и она сохраняет за собой право на ее предоставление. Право гражданина на санаторно-курортное лечение реализуется в течение календарного года. Закон не предусматривает регистрацию заявления на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение за будущий календарный год в текущем году. По этим мотивам ответчик отказал истице в принятии и регистрации ее заявления. Суд не нашел оснований для признания неправомерными действия ответчика.
Суд первой инстанции также правомерно отказал в требованиях об оспаривании порядка предоставления санаторно-курортных путевок, поскольку согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года N 101, Фонд является специализированным финансово- кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации и управляет только средствами государственного социального страхования Российской Федерации, а не средствами Федерального бюджета. Обеспечение граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением с 01.01.2005 года осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования на соответствующий финансовый год и иными нормативно - правовыми актами. Финансирование расходов на предоставление гражданам - получателям социальных услуг, в том числе путевок на санаторно-курортное лечение, обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, а федеральным бюджетом.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального не нарушены. Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмены или изменения судебного решения, поскольку выражают субъективное мнение истицы по разрешению дела в целом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу В1 - без удовлетворения.
Председательствующий Кулькова С.И.
Судьи Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.