Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей Ахметзяновой Л.Р., Мелехиной Т.И.,
при секретаре Гладышевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также Депсоцразвития Югры) о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде, возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе ответчика Депсоцразвития Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 08 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры в присвоении (ФИО)1 звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в пользу (ФИО)1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей".
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд к Депсоцразвития Югры с иском о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде, возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", взыскании судебных расходов.
Требования мотивировала тем, что имеет трудовой стаж более 20 лет, награждена знаком "10 лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации", однако ответчик отказал ей в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что указанная награда не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 N 103-п. Полагала, что отказом на присвоение звания нарушены её права.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Ханты-Мансийский районный суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Депсоцразвития Югры Фролов А.А. с ним не согласился, просит решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что решение вынесено с существенным нарушением норм права. Не согласился с мнением суда о том, что законодатель незаконно ограничил определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможность присвоения звания "Ветеран труда". Считает отказ законным, так как награда, которой награжден истец, не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". В силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта самостоятельно и за свой счет. Указал на судебную практику Верховного Суда РФ.
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, которые надлежащим образом, телефонограммами 08.07.2016 г. и 11.07.2016г., уведомлены о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просили, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика Депсоцразвития Югры, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец имеет трудовой стаж 22 года 10 месяцев, и в настоящее время продолжает работать в ОАО "Лесосервисная компания "Югралесхоз", Пионерский филиал (л.д.11-16).
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от (дата). (номер)-к истец награждена знаком "10 лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" (л.д.8).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре", перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и Ханты- Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Федеральным законом от 22 августа 2004г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Письмом Депсоцразвития Югры (номер) Исх- (номер) от (дата) истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что знак, которым она награждена не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный Постановлением Правительства РФ ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п. (л.д. 9-10).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона " О ветеранах", в результате чего лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания" Ветеран труда", гарантированного ст.7 Федерального закона " О ветеранах", что недопустимо.
Согласно Положению о нагрудном знаке за долголетнюю безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 24 апреля 2001 г. N 350, знаком "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" награждаются должностные лица, безупречно проработавшие в государственной лесной охране Российской Федерации от 10 до 20 лет. Решение о награждении должностных лиц, работающих в государственной лесной охране, нагрудными знаками за долголетнюю безупречную службу принимает Министерство природных ресурсов Российской Федерации на основании ходатайств руководителей структурных подразделений министерства природных ресурсов Российской Федерации о награждении должностных лиц государственной лесной охраны в центральном аппарате Министерства и руководителей территориальных органов МПР России о награждении иных должностных лиц государственной лесной охраны и оформляется приказом министерства.
Вручение наградных знаков производится от имени Министерства природных ресурсов Российской Федерации руководителями (заместителями руководителей) структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов МПР России.
Изложенное свидетельствует о том, что истец награжден ведомственным знаком отличия и имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" и пришел к выводу, что истец имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 08 апреля 2016года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Ахметзянова Л.Р.
Мелехина Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.