Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей: Ахметзяновой Л.Р., Мелехиной Т.И.,
с участием прокурора Обухова Р.В.,
при секретаре Мельникове А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью "Белые ночи" и открытому акционерному обществу "Варьеганнефть" об устранении нарушений природоохранного законодательства,
по апелляционным жалобам ответчиков общества с ограниченной ответственностью "Белые ночи" и открытого акционерного общества "Варьеганнефть" на решение Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 марта 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью "Белые ночи" и открытому акционерному обществу "Варьеганнефть" об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Белые ночи" и открытое акционерное общество "Варьеганнефть" с (дата) организовать и осуществлять, вплоть до ликвидации объектов размещения отходов, в рамках производственного контроля ежемесячный мониторинг подземных грунтовых вод на объектах размещения отходов (шламовых амбарах) кустов скважин (номер)Б (расширение) и (номер) Западно-Варьеганского месторождения нефти в (адрес) - Югры.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Белые ночи" и открытое акционерное общество "Варьеганнефть" в срок до (дата) рекультивировать земельные участки, занятые под объекты размещения отходов (шламовые амбары), расположенные на территории кустов скважин (номер)Б (расширение) и (номер) Западно-Варьеганского месторождения нефти в (адрес) - Югры.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Белые ночи" и открытого акционерного общества "Варьеганнефть" в бюджет муниципального образования (адрес) - Югры городской округ город Радужный государственную пошлину в размере 6 000 руб. в равных долях".
Заслушав доклад судьи Ахметзяновой Л.Р., объяснение прокурора (ФИО)2, полагавшего что решение суда является законным и обоснованным, представителя ответчиков (ФИО)4, поддержавшего доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО "Белые ночи" и ОАО "Варьеганнефть" об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Требования мотивированы тем, что ответчик ООО "Белые ночи" на основании лицензии (номер) от (дата) осуществляет пользование недрами в пределах Западно-Варьеганского лицензионного участка, расположенного в Нижневартовском и (адрес)х ХМАО - Югры. В ходе проверки в 2014 году выявлено нарушение природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды, допущенных со стороны ответчиков при эксплуатации объектов размещения опасных отходов, а именно, шламовых амбаров кустов (номер) Западно-Варьеганского месторождения, а именно: в нарушение ч. 6 ст. 12 Закона "Об отходах производства и потребления" данные шламовые амбары не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, в нарушение закона "Об охране окружающей среды" ответчиками мониторинг состояния подземных вод на указанных выше объектах размещения отходов в рамках производственного контроля не осуществляется, наблюдательными скважинами шламовые амбары не оборудованы, с целью предотвращения опасности загрязнения ежемесячный отбор проб подземных грунтовых вод из скважин не ведется, после окончания строительства кустовых площадок ответчиками не приняты меры для ликвидации шламовых амбаров, нарушенные земли не рекультивированы, после окончания бурения скважин шламовые амбары не ликвидированы, в них допущено длительное бесконтрольное размещение отходов бурения.
Просит обязать ответчиков с (дата) организовать и осуществлять, вплоть до ликвидации объектов размещения отходов, в рамках производственного контроля ежемесячный мониторинг подземных грунтовых вод на объектах размещения отходов (шламовых амбарах) кустов скважин (номер) (расширение) и (номер) Западно-Варьеганского месторождения нефти в (адрес) ХМАО-Югры; обязать ответчиков в срок до (дата) рекультивировать земельные участки, занятые под объекты размещения отходов (шламовые амбары), расположенные на территории кустов скважин (номер)Б (расширение) и (номер) Западно-Варьеганского месторождения нефти в (адрес) ХМАО - Югры.
В судебном заседании помощник прокурора (адрес) (ФИО)5 поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО "Белые ночи" (ФИО)6 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представители ответчика ОАО "Варьеганнефть" и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ОАО "Варьеганнефть" просит отменить решение суда, новым отказать в иске. Считает, что ОАО "Варьеганнефть" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является собственником спорных шламовых амбаров и владельцем лицензии на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Западно-Варьеганского месторождения нефти в (адрес) ХМАО-Югры. Полагает, что наличие между ОАО "Варьеганнефть" и ООО "Белые ночи" договорных отношений не является основанием для возложения на ОАО "Варьеганнефть" обязанности по проведению мониторинга подземных грунтовых вод и рекультивации земельных участков, занятых под объектами размещения отходов, более того, договорные отношения могут быть расторгнуты в любой момент. Указанные обстоятельства не учтены судом. Суд применил к спорным правоотношениям утратившие силу нормативно-правовые акты, что недопустимо, а именно: постановление Правительства РФ от 28.03.2012 года N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности", Государственный стандарт РФ ГОСТ 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 года N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения".
В апелляционной жалобе ответчик ООО "Белые ночи" просит отменить решение суда, новым отказать в иске. Указывает, что ответчиком в январе 2016 года выполнен технический этап рекультивации земельных участков, занятых на спорных объектах размещения отходов (шламовых амбарах). Проведение биологического этапа рекультивации земли по окончании технического этапа осуществить не представилось возможным из-за неблагоприятных погодных условий. Суд применил к спорным правоотношениям утратившие силу нормативно-правовые акты: постановление Правительства РФ от (дата) (номер) не действует в связи с изданием постановления Правительства РФ от (дата) (номер) "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности"; Государственный стандарт РФ ГОСТ 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", приказ Ростехнадзора от (дата) (номер) "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения". Условия пользования недрами Западно-Варьеганского лицензионного участка не предусматривают такие обязательства недропользователя как организация и осуществление, вплоть до ликвидации объектов размещения отходов, в рамках производственного контроля ежемесячного мониторинга подземных вод на объектах размещения отходов (шламовых амбарах). Считает, что суд ошибочно руководствовался Санитарными правилами СП 2. (дата)-01, поскольку деятельность ООО "Белые ночи" осуществляется вне населенных мест, а используемые земельные участки не относятся к земельным участкам с водами, используемым или потенциально пригодным к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей. Не согласен с выводом суда о том, что Санитарные правила СП 2. (дата)-01 распространяют свое действие на подземные воды, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поскольку земельные участки, на которых расположены спорные объекты, не являются земельными участками, изъятыми из оборота, находящимися в государственной или муниципальной собственности, используемыми для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенными в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов. Ответчик в добровольном порядке осуществляет экологический мониторинг и производственный контроль за объектами размещения опасных отходов на спорных участках. Суд не установил, что осуществляемый ответчиком мониторинг не соответствует нормативно-правовым актам РФ.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явился представитель третье лица, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 12 Закон N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из материалов дела следует, что ОАО "Варьеганнефть" по заданию ООО "Белые ночи" в пределах месторождения осуществляет деятельность по добыче сырой нефти.
Как установлено судом, на кустах скважин (номер)Б (расширение) и (номер) Западно-Варьеганского месторождения нефти в (адрес) ХМАО - Югры находятся шламовые амбары, предназначенные для хранения бурового шлама, отнесенного к 4 классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Буровой шлам в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды, безусловно, вызывает их загрязнение.
Факт размещения отходов бурения подтверждается: справками о фактических объемах выбуренной породы, объяснениями заместителя начальника управления промышленной безопасности по экологии ОАО "Варьеганнефть" (ФИО)7, данными в ходе проведения прокурорской проверки.
На основании п. 1 ст. 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ).
Статьей 59 Водного кодекса РФ предусмотрена обязанность указанных лиц принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов истощения вод, соблюдению установленных нормативов допустимого воздействия на подземные водные объекты.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления и ликвидации последствий захламления земель (часть 1 статьи 13 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 11 Закона N 7-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Частью 2 ст. 46 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пунктам 3, 4, 5 совместного приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (номер) и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству (номер) от (дата) рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.
Поскольку шламовый амбар является объектом размещения опасных отходов - бурового шлама, к нему применяются специальные требования, снижающие уровень негативного воздействия отходов на окружающую среду, в том числе, в части предотвращения загрязнения подземных вод, установленные Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2. (дата)-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от (дата) (номер) (СанПиН 2. (дата)- 03) и СП 2. (дата)-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения".
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу заключенного договора от (дата) (номер)-д по заданию ООО "Белые ночи", ОАО "Варьеганнефть" приняло на себя обязательство по добыче нефти, утилизации промышленных отходов, однако в своей производственной деятельности не обеспечило соблюдение требований природоохранного законодательства и как следствие, нарушило положения вышеуказанных Федеральных законов, в связи с чем возложил на ответчиков ООО "Белые ночи" и ОАО "Варьеганнефть" обязанности с (дата) по организации в рамках производственного контроля ежемесячный мониторинг подземных грунтовых вод на объектах размещения отходов (шламовых амбарах) кустов скважин (номер)Б (расширение) и (номер) Западно-Варьеганского месторождения нефти в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и рекультивировать земельные участки, занятые под объекты размещения отходов (шламовые амбары), расположенные на территориях указанных кустов скважин в срок до (дата).
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм материального и процессуального права и мотивированы судом.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы ответчик ОАО "Варьеганнефть" о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно договору (номер)-д от (дата) ОАО "Варьеганнефть" осуществляет добычу сырой нефти и деятельность по утилизации промышленных отходов (п. 1.2), обеспечивает охрану окружающей среды (п. 1.1.8).
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что суд применил к спорным правоотношениям утратившие силу нормативно-правовые акты, не может повлечь отмену правильного по существу решения суда. Несмотря на то, что суд сослался в решении на утратившие силу Постановление Правительства РФ от (дата) (номер), приказ Ростехнадзора от (дата) (номер), ГОСТ 51592-2000, собственники, а также владельцы объекта размещения отходов обязаны осуществлять мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Несостоятельны доводы о неприменении к спорным правоотношениям Санитарных правил - СП 2. (дата)-01 "Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила" ошибочны, поскольку согласно 1.2, 1.3 указанных Правил они распространяются на все подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения и лечебных целей. Данные пункты не содержат указания на применение правил только к землям населенных пунктов.
Иные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, в связи с чем судебная коллегия находит их необоснованными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи: Ахметзянова Л.Р.
Мелехина Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.