Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей Кульковой С.Н., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии периода работы и назначить трудовую пенсию с определенной даты,
по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры на решение Сургутского городского суда от (дата), которым постановлено:
"Исковые требований О. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО - Югры об обязании включения в специальный стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии периода работы и назначении трудовой пенсии с определенной даты, удовлетворить.
Включить в стаж работы О. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера период работы с (дата) по (дата) в ПЧ ГПС ГКЧС в качестве пожарного, начальника караула, командира отделения и обязать назначить страховую пенсию с (дата) года".
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., объяснения представителя ответчика П., поддержавшей доводы апелляционного определения, судебная коллегия,
установила:
О. обратился в суд с указанным выше иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - пенсионный орган).
В обоснование иска указал, что (дата) он обратился за назначением досрочной страховой пенсии. Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от (дата) ответчик отказал ему в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно подсчету ответчика его стаж составил: страховой - 33 года 05 мес. 12 дней (по Постановлению Конституционного Суда от 29.01.2004 года N 2-П), работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 13 лет 03 мес. 14 дн., стаж по Списку N 2 - 13 лет 01 мес. 26 дн. Ответчик не включил в льготный стаж период его работы в государственном учреждении "противопожарной службы государственного комитета по чрезвычайным ситуациям (адрес)" с (дата) по (дата). Отказ ответчика считал незаконным, поскольку спорный период относится к специальному стажу, что подтверждается трудовой книжкой, справкой от (дата), (дата), (дата) года (номер). Просил обязать ответчика суммировать с его стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, вышеуказанный спорный период, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с (дата).
Ответчик Пенсионный фонд представил отзыв на иск, указав на несогласие с требованиями. Считал необоснованной ссылку истца на п. 3 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516), так как применить суммирование периодов работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях можно при назначении страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с пп. 6 ч. 1 ст. 32 Закона N400-ФЗ, в то время как истец обратился за назначением страховой пенсии в соответствии с пп.2 п.1 ст. 30 и п. 2 ст. 33 Закона N 400-ФЗ, которой предусмотрено наличие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и наличие необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ. За работу в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии производится снижение возраста, и за полных 20 лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, возраст, установленный для досрочного назначения пенсии, уменьшается дополнительно на пять лет. Истец имеет стаж по Списку N 2 - 13 лет 01 мес. 26 дн., что дает право на снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет, и не имеет в наличии 20 лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающих право на дополнительное снижение возраста на 5 лет. Просил в иске отказать.
Истец О. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам иска.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного представителя ответчика - пенсионного органа в г. Сургуте.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, принять новое. Страховой стаж истца составляет 33 года 05 мес. 12 дней (по Постановлению Конституционного Суда от 29.01.2004 года N 2-П), работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 13 лет 03 мес. 14 дн., стаж по Списку N 2 - 13 лет 01 мес. 26 дн. Истец обратился за назначением страховой пенсии в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 и п. 2 ст. 33 Закона N 400-ФЗ, которой предусмотрено наличие одновременно не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и наличие необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ. За работу в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии производится снижение возраста, и за полных 20 лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, возраст, установленный для досрочного назначения пенсии, уменьшается дополнительно на пять лет. Истец имеет 13 лет 01 мес. 26 дней работы по Списку N 2, что дает ему право на снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет, однако он не имеет в наличии 20 лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающих право на дополнительное снижение возраста еще на 5 лет.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и не отрицается сторонами, что истец О., (дата) года рождения, обратился (дата) за назначением трудовой пенсии по старости в пенсионный орган в г. Сургуте. Комиссией ответчика было установлено, что О. на день обращения имел страховой стаж 33 года 5 месяцев 12 дней, стаж работы по Списку N 2 - 13 лет 1 месяц 26 дней и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (МПКС) - 13 лет 3 месяца 14 дней. Посчитав, что для назначения пенсии в 53 года О. недостаточно стажа работы в МПКС, комиссия отказала истцу в назначении досрочной пенсии по старости.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нашел свое подтверждение факт работы истца в спорный период в отделе пожарной охраны УВД Северо-Казахстанского облисполкома, который зачтен ответчиком в общий страховой стаж. Поскольку истец выполнял работу в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Республики Казахстан, спорный период работы О. относится к специальному стажу, предусмотренному п.18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". На основании анализа пунктов 2 и 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 1.07.2002 N 516, в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2013 года N 257) суд посчитал, что отсутствует какой-либо запрет на суммирование периодов работы при обращении с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям пп. 2 п. 1 ст. 30 и п. 2 ст. 33 Закона N 400-ФЗ, в связи с чем включил период работы истца в государственной противопожарной службе на территории Республики Казахстан с (дата) по (дата) в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, возложив на ответчика обязанность назначить О. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с (дата).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, который, применяя положения пункта 2 постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437 "Об утверждении Списка должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях", установил, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным вышеуказанным постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарная и аварийно-спасательная служба) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации, сославшись на справки Государственного учреждения "Противопожарной службы государственного комитета по чрезвычайным ситуациям (адрес), подтверждающие работу истца в органах государственной противопожарной службы с (дата) по (дата), обоснованно посчитал работу в указанный период соответствующей п.18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Законодательством предусмотрен досрочный выход на пенсию и в случаях работы в районах Крайнего Севера менее 15 лет путем суммирования различных периодов работ.
Пунктом 1 ст. 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. п. 7 - 14 ст. 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с п. п. 6 - 9 ст. 15 Федерального закона N 173-ФЗ) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 10 и 16 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Статьёй 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости наначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пп.2 ч.1), а также мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.18 ч.1). Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2). Периоды работы (деятельности, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (с.3). Указанные периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Суммирование периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и периодов ряда иных работ урегулирован Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
Согласно п. 2 Правил при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости суммируются периоды следующих работ:
1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2) работы с тяжелыми условиями труда;
3) работа женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
4) работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
5) работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
6) работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
7) работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
8) работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
9) работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
10) работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
12) работа граждан (в том числе временно направленных или командированных) в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
13) работа в летном составе гражданской авиации;
14) работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
15) работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
16) работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
17) работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
18) работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Суммирование в силу пункта 3 Правил производится определенным образом, при этом стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не может быть прибавлен ни к одному из специальных стажей. В то же время к нему могут быть прибавлены периоды работ, предусмотренных пп. 1 - 10, 16 - 18.
Итак, при подсчете страхового стажа к стажу работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, указанных в Перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, должен быть приплюсован стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
13 лет работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, соответствуют 11 годам работы в районах Крайнего Севера, поскольку каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. К его стажу работы в районах Крайнего Севера прибавляется стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учтенный в общем страховом стаже как 16 лет 6 дней. Таким образом, стаж работы в районах Крайнего Севера при суммировании его со стажем в государственной противопожарной службе позволяет О. выйти на пенсию на 5 лет раньше.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда отвечает требованиям п. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению, и п. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Сургутского городского суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи Кулькова С.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.