Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Волкова А.Е.
судей Погорельцевой Т.В. и Степановой М.Г.
при секретаре Шаховой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Скороходова С.А. на решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 17 мая 2016 года по административному исковому заявлению Скороходова С.А. к УФМС России по ХМАО-Югре о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину, которым заявление Скороходова С.А. оставлено без удовлетворения,
Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения представителя административного истца Зёма Л.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гражданин Украины Скороходов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения УФМС России по ХМАО-Югре. Требования мотивированы тем, что (дата) решением УФМС России по ХМАО-Югре ему запрещен въезд в РФ. Полагает, что решение ответчика принято без учета личности истца, длительности его пребывания на территории РФ, наличия патента, без учета тяжести содеянного. Также указывает, что опасается выезжать на территорию Украины из-за боевых действий. Просил решение о неразрешении ему въезда в РФ отменить, как незаконное.
Административный истец Скороходов С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика УФМС России по ХМАО-Югре в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда Скороходов С.А. не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указал, что на территории РФ соблюдал миграционный учет, осуществлял трудовую деятельность и принимал меры по легализации на территории России. Также указал, что на территории Украины продолжаются активные боевые действия, идет призыв в национальную армию. Боится возвращаться на территорию Украины и опасается политического преследования со стороны украинских властей. В подтверждение доводов представил копию повестки о вызове в Военный комиссариат на территории Украины, выписанную на его имя, которую просил представить к материалам дела, указав, что повестка к судебному разбирательству в суд первой инстанции вовремя не пришла.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Скороходов С.А. и административный ответчик УФМС России по ХМАО-Югре не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Согласно п.4 ст.26 Федерального закона от 15.08.1996г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ.
Из дела следует, что Скороходов С.А. является гражданином Украины.
Материалами дела подтверждается привлечение заявителя к административной ответственности: (дата) по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, (дата) по ст.12.5 КоАП РФ, (дата) по ст.12.21 КоАП РФ, (дата) по ст.12.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафов по 2 "данные изъяты" руб.
В этой связи, руководствуясь п.п.4 ст.26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", 04 апреля 2016 года УФМС России по ХМАО-Югре принято решение о неразрешении въезда в РФ гражданину Украины Скороходову С.А.
Отказывая в удовлетворении административного иска Скороходова С.А., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совокупность установленных по делу обстоятельств, имеющих существенного значение для дела, свидетельствует о том, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 1-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
Как усматривается из приобщенной в порядке ч.2 ст.308 КАС РФ справки (номер) Скороходову С.А. решением ОМВД России по ХМАО-Югре в Сургутском районе от 15 июля 2016 года предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации до 14 июля 2017 года.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным указанным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 12 указанного Федерального закона лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.
Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.
В силу п. 4 указанной статьи лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
Принимая во внимание изложенное решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении административного иска Скороходова С.А.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 17 мая 2016 года отменить и принять новое.
Признать незаконным решение УФМС России по ХМАО-Югре от 04.04.2016 года о неразрешении гражданину Украины Скороходова С.А. въезда в Российскую Федерацию.
Обязать УФМС России по ХМАО-Югре устранить допущенные нарушения прав Скороходова С.А..
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи Степанова М.Г.
Погорельцева Т.В
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.