Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,
с участием представителя АО "РН-Няганьнефтегаз" - Антроповой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя АО "РН-Няганьнефтегаз" Бауман С.Н. на решение Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2016 года, которым постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре *** и представление *** от 20.11.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении АО "РН-Няганьнефтегаз" - оставлено без изменения, а жалоба АО "РН- Няганьнефтегаз" - без удовлетворения,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО - Югре Холодова А.В. *** от 20.11.2015 по делу об административном правонарушении, АО "РН-Няганьнефтегаз" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, за несвоевременное предоставление полной и достоверной информации об аварийном разливе нефти и нефтепродуктов, произошедшем *** в *** при эксплуатации напорного нефтепровода "ДНС 3 - ДТП (КУ НН-69) на землях промышленности на *** в ***, пользование которым осуществляет ОАО "РН-Няганьнефтегаз".
В рамках указанного дела должностным лицом внесено Обществу представление *** от 20.11.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением должностного лица надзорного органа представитель юридического лица обратился в суд первой инстанции с жалобой.
Решением Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2016 года постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре *** и представление *** от 20.11.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении АО "РН-Няганьнефтегаз" - оставлено без изменения, а жалоба АО "РН- Няганьнефтегаз" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представитель АО "РН-Няганьнефтегаз" Бауман С.Н. просит отменить решение суда и признать незаконным постановление и представление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, мотивируя жалобу тем, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения; постановление Правительства ХМАО-Югры N 5-п полностью и своевременно было исполнено Обществом; Приказ Минприроды РФ N 156 не распространяется на юридических лиц; приказом МПР РФ от 03.03.2003 г. N 156 не установлены сроки предоставления информации об инцидентах. В связи с чем, в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель АО "РН-Няганьнефтегаз" Антропова М.А. поддержала жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.
Вместе с жалобой представителем АО "РН-Няганьнефтегаз" заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования суда, так как первоначальная жалоба была подана своевременно.
Данное ходатайство о восстановлении срока на обжалование подлежит удовлетворению, так как из материалов дела следует, что первоначальная жалоба была подана своевременно. Данная жалоба судом округа была возвращена без рассмотрения по существу, в связи с тем, что не были приложены доказательства своевременного обращения в суд.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Учитывая, что первоначальная жалоба и повторная жалоба поданы в 10- дневный срок с момента получения решений суда, суд считает, что срок на обжалование пропущен по уважительной причине. Срок на обжалование подлежит восстановлению.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.
Как видно из материалов дела, вывод о виновности АО "РН-Няганьнефтегаз" в совершении правонарушения основан на собранных по делу доказательствах.
Вина АО "РН-Няганьнефтегаз" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается доказательствами, собранными по делу.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия или бездействие, повлекшие несвоевременное сообщение полной и достоверной информации в сфере экологии.
Согласно ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Под экологической информацией, по смыслу ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременного информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с названными нормативными актами принято постановление от 14.01.2011 N 5-п "О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры".
Согласно п.1.4 постановления Правительства ХМАО-Югры утверждена схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе, которые могут привести к ЧС(Н) (приложение 4). В данной схеме Росприроднадзор по ХМАО - Югре назван среди контролирующих органов, которые извещаются о данных фактах и ситуациях в течение 24 часов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов.
Согласно п. 3 Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утвержденных приказом МПР РФ от 03.03.2003 N 156, организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛAPH), в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1).
В приложении N 1 к Указанию по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, указан перечень обязательных сведений для сообщения об аварийном разливе нефтепродуктов в территориальные органы и спецморинспекции МПР России.
Согласно данному перечню сообщение должно содержать: дату, время и место разлива нефти и нефтепродуктов; источник загрязнения; причину разлива нефти и нефтепродуктов; вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов; площадь загрязнения; назначение и вид использования загрязненной территории (акватории); гидрометеорологическую обстановку; попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды; для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории; для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии; возможность или невозможность ликвидации загрязнения собственными силами в сроки, предусмотренные планом ЛAPH; принятые меры; дополнительную информацию о разливе и ходе его ликвидации.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, *** в *** обнаружен инцидент на нефтепроводе, в результате которого произошел разлив нефти и нефтепродуктов.
АО "РН-Няганьнефтегаз" 21.10.2015 года направлено оперативное сообщение об инциденте, которое не содержало в полном объеме информацию, предусмотренной Перечнем обязательных сведений для сообщения об аварийном разливе нефтепродуктов в территориальные органы и спецморинспекции МПР России, а именно: вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов; гидрометеорологическую обстановку; попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды; попадание или угроза попадания на сопредельные территории; возможность или невозможность ликвидации загрязнения собственными силами в сроки, предусмотренные планом ЛАРН; принятые меры; дополнительную информацию о разливе и ходе его ликвидации.
Подробные сведения об аварии были направлены лишь 12.11.2015 года.
Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, районный суд сделал правильный вывод о том, что в действиях АО "РН-Няганьнефтегаз" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Все выводы судьи должным образом мотивированы, основаны на верном толковании норм права.
Наказание АО "РН-Няганьнефтегаз" назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкции статьи.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО "РН-Няганьнефтегаз" допущено не было.
Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, представитель АО "РН-Няганьнефтегаз" заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в постановлении. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.
Доводы жалобы о том, что в действиях АО "РН-Няганьнефтегаз" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и что Общество направило необходимую информацию в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре по форме, утверждённой постановлением Правительства ХМАО-Югры N 5-п, являются несостоятельными и не подлежат удовлетворению, так как при разливе нефти нефтедобывающая организация обязана предоставлять немедленно (не позднее 24 часов с момента обнаружения инцидента) сведения в Природнадзор - Югры, по форме, утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры N 5-п от 14.01.2011 года, и в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре по форме, утверждённой Приказом МПР России N 156 от 03.03.2003 года.
Так, согласно Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утвержденных приказом МПР РФ от 03.03.2003 N 156, утвержденная данным приказом форма сообщения в органы Роспироднадзора сведений о разливах нефти, необходима для определения уровня чрезвычайности ситуации и принятия в случае необходимости неотложных мер по устранению последствий разливов.
В связи с чем, данной формой и предусмотрены такие сведения как вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов; площадь загрязнения; гидрометеорологическую обстановку; дополнительную информацию о разливе и ходе его ликвидации.
В соответствии с п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.
Немедленное сообщение сведений о разливе нефтепродуктов в органы Роспироднадзора по форме, утвержденной Приказом МПР России N 156 от 03.03.2003 года, относится к вопросам экологической безопасности РФ, необходимостью немедленного реагирования на чрезвычайные ситуации со стороны соответствующих федеральных органов. В связи с чем, данный приказ обязателен для исполнения всеми организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также организациями, имеющими опасные производственные объекты.
Довод жалобы о том, что сообщив сведения по форме, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.01.2011г. N 5-п, юридическое лицо выполнило возложенные на него обязанности, являются необоснованными, так как организация, осуществляющая разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также организация, имеющая опасные производственные объекты, обязана выполнять требования нормативных актов как федерального уровня, так и требования нормативных актов субъекта РФ.
В связи с чем, в случае разлива нефти и нефтепродуктов, нефтегазодобывающая организации обязана немедленно направлять сведения в органы Росприроднадзора по форме, утверждённой приказом МПР России N 156 от 03.03.2003 года (для определения уровня чрезвычайности ситуации соответствующими органами), а также направлять сведения в соответствующие органы по форме, утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.01.2011г. N 5-п, принятого с учетом местной специфики.
Оба акта имеют юридическую силу и подлежат неукоснительному соблюдению организациями (осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также организациями, имеющими опасные производственные объекты), осуществляющими хозяйственную деятельность на территории ХМАО-Югры.
Однако, подробные сведения об аварии были направлены не немедленно (21.10.2015 года), а лишь 12.11.2015 года, что влечет наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ в действиях АО "РН-Няганьнефтегаз"
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,
решил:
Решение Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2016 года в отношении АО "РН-Няганьнефтегаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу представителя АО "РН-Няганьнефтегаз" Бауман С.Н. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры А.В. Толстогузов
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры А.В. Толстогузов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.