Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе
председательствующего Романовой В.В.,
судей Морозовой Л.С., Силаевой Н.Л.,
при секретаре Тимохиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Силаевой Н.Л. дело по апелляционной жалобе Семеешенкова В.В. на решение Калужского районного суда Калужской области от 26 января 2016 года по делу по иску Семеешенкова В.В. к Министерству труда и социальной защиты Калужской области о признании права на получение мер социальной поддержки, включении в сводный список и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛА:
17 ноября 2015 года Семеешенков В.В. обратился в суд с иском к Министерству по делам семьи, демографической и социальной политики Калужской области с требованиями о включении его в хронологической последовательности в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, признании за ним права на получение соответствующей социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета согласно хронологической последовательности.
В обоснование исковых требований указал, что с 28 сентября 1999 года по 18 ноября 1999 года принимал участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, приобрел статус ветерана боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах". С 24 апреля 2012 года Семеешенков В.В. состоит на учете в администрации сельского поселения деревни Корсаково Жуковского района Калужской области в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Семеешенков В.В. обратился в Министерство по делам семьи, демографической и социальной политики Калужской области с заявлением о включении его в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, однако ему было отказано во включении в вышеуказанный список.
В соответствии со статьей 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с согласия истца судом произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерства по делам семьи, демографической и социальной политики Калужской области на надлежащего ответчика Министерство труда и социальной защиты Калужской области.
В судебном заседании Семеешенков В.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Калужской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения деревня Корсаково Жуковского района Калужской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 26 января 2016 года Семеешенкову В.В. в удовлетворении исковых требований к Министерству труда и социальной защиты Калужской области о признании права на получение мер социальной поддержки, включении в сводный список и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья отказано.
В апелляционной жалобе Семеешенкова В.В. ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Семеешенкова В.В., поддержавшего жалобу, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец принимал участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с 28 сентября 1999 года по 18 ноября 1999 года.
Согласно удостоверению серии N от 10 октября 2005 года Семеешенков В.В. является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки -обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из положений пункта 11.1 статьи 23.2 Закона о ветеранах следует, что определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Конституционный суд Российской Федерации в своем Определении от 4 февраля 2014 года N 236-О указал, что поскольку подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении, введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования. Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Из представленных в материалы дела справки администрации сельского поселения деревня Корсаково Жуковского района Калужской области N от 2 октября 2014 года и постановления администрации сельского поселения деревня Корсаково Жуковского района Калужской области N от 24 апреля 2012 года следует, что истец поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий 24 апреля 2012 года.
Учитывая, что необходимым условием обеспечения ветеранов боевых действий жилищной субсидией за счет средств федерального бюджета является факт постановки на учет уполномоченным органом до 1 января 2005 года, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Оснований применения к спорным правоотношениям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан ФИО5 и ФИО6" не имеется.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 26 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семеешенкова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.