Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Пачиной Л.Н.
судей: Рязанцевой Л.В., Рожковой Т.В.
при секретаре Бурдиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 мая 2016 года гражданское дело по иску Герелиса Д.М. к администрации города Тамбова о признании права на постановку в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищн6ых условий в городе Тамбове, постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении в городе Тамбове
по апелляционной жалобе администрации города Тамбова на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 25 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Герелис Д.М. обратился в суд с иском к администрации г. Тамбова об установлении факта постоянного проживания в г. Тамбове, постановке на жилищный учет.
В обоснование иска Герелис Д.М. указал, что он является *** с 24.06.2009 г. повторно. До июля 2014 года он был зарегистрирован по адресу: *** в доме его родителей, в котором проживал до апреля 2013 года. В настоящее время в этом доме зарегистрированы и проживают 6 человек, что для него создает неудобства, так как по физиологическим причинам и состоянию здоровья ему необходима отдельная комната. Из-за конфликта с отцом он был вынужден в апреле 2013 года уехать из дома родителей в г. Тамбов на постоянное место жительства. В июле 2014 года он был выписан из дома родителей и с 10.10.2014 г. по 10.10.2018 г. зарегистрирован по месту-пребывания по адресу: ***. От приватизации жилья в доме родителей он отказался по их требованию.
Проживая в г. Тамбове, он (истец) неоднократно пытался устроиться на работу, но, основным требованием работодателя является регистрация по месту жительства в г. Тамбове, которую он не имеет. В постановке на учет в качестве безработного ему отказано по той же причине. Поэтому он вынужден существовать за счет случайных заработков.
Герелис Д.М. просил суд признать за ним право на постановку на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить его на учет нуждающегося в жилом помещении.
В заявлении об увеличении исковых требований истец кроме того просит установить факт его постоянного проживания на территории города Тамбова.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 25 января 2016 года исковые требования Герелиса Д.М. удовлетворены. Установлен факт того, что Герелис Д.М., ***, уроженец с *** постоянно проживает в г.Тамбове.
Администрация г.Тамбова обязана поставить Герелиса Д.М. на жилищный учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В апелляционной жалобе Администрация г.Тамбова составит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части возложения обязанности на ответчика поставить истца на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, считая его постановленным в нарушение норм материального и процессуального законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. "ж" ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.14,50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.14,19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В силу ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч.3 ст. 57 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации государство обязано обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
На основании пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Суд первой инстанции удовлетворяя исковые требований Герелиса Д.М. в полном объеме, исходил из того, что истец является ***, переехал на постоянное место жительства в город Тамбов с апреля 2013 года, где проживает на съемной квартире, имеет временную регистрацию, по прежнему месту жительства с снят с регистрации, а поэтому факт его постоянного проживания в г.Тамбове подлежит установлению; справки МСЭ об инвалидности истца, сведения об отсутствии в собственности жилья, сведения о регистрации, выписки из похозяйственной книги, содержат данные, необходимые для постановки истца на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий; сохранения права за истцом по прежнему месту жительства в селе Богословка не установлено, более того общая площадь по прежнему месту жительства истца ниже учетной.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об установлении факта постоянного проживания Герелиса Д.М. в г.Тамбове законными и обоснованными, ответчиком решение суда в названной части не обжалуется и подлежит оставлению без изменения.
Вместе с тем, решение суда первой инстанции о возложении обязанности на Администрацию г. Тамбова поставить Герелиса Д.М на жилищный учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, судебная коллегия находит подлежащим отмене как постановленное в нарушение вышеназванных норм жилищного законодательства.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель изменил правила обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, установив требование о признании их малоимущими.
В силу ст. 49 Жилищного Кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, по смыслу действующего жилищного законодательства состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из оснований или по всем основаниям (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 г. N 250 ФЗ). С заявлением о принятии на учет гражданином должны быть представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Данная норма направлена на реализацию предписаний ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, а также на защиту интересов граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям.
Как следует из материалов дела, и об этом указано в апелляционной жалобе, истец Герелис Д.М. вообще не обращался в установленном порядке в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении ни как малоимущего гражданина, ни как инвалида детства. В связи с чем оснований полагать, что право истца состоять на учете нуждающегося в жилом помещении нарушено ответчиком, по мнению судебной коллегии, у суда не имелось. По существу предмет спора отсутствовал, тем не менее, суд рассмотрел заявленные требования без исследования существенных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований истца только лишь на том основании, что последним представлена справка об инвалидности и данные об отсутствии жилого помещения, и подтвержден факт постоянного проживания на территории г.Тамбова, нельзя признать правильными, поскольку юридически значимые обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, суд первой инстанции не установил. В частности, остались не выясненными вопросы о том, какое из оснований истцом положено в обоснование заявленных требований о постановке на учет нуждающегося в жилом помещении; имеет ли истец статус малоимущего, либо же относится к другой категории лиц, имеющих право быть постановленным на учет нуждающегося в жилом помещении; относится ли заболевание, которым страдает истец к заболеваниям в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации; либо же истец претендует на постановку на учет в соответствии со специальными нормами ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п.2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 во взаимосвязи с положениями нормы ст. 52 Жилищного Кодекса РФ.
Поскольку названные обстоятельства судом первой инстанции остались не установленными, доводам сторон с учетом вышеназванных обстоятельств и приведенных норм материального права оценка не дана, судом при рассмотрении спора не была установлена объективная нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч.2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, решение суда в части возложения на Администрацию г.Тамбова обязанности постановки Герелиса Д.М. на учет не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в названной части с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии с требованиями ч.2 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Надлежащих документов, подтверждающих право состоять на учете нуждающегося в жилом помещении в связи с имеющимся у него заболеванием, требуемой надлежащей формы, истцом не представлено.
Поскольку вышеназванный порядок принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истцом не соблюден, с заявлением в установленном законом порядке Герелис Д.М. никуда не обращался, указанные в норме ст. 52 Жилищного Кодекса РФ необходимые документы для постановки на учет, подтверждающие право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не предоставлены и не оценивались ответчиком в установленном законом порядке, вопрос о том, в каком порядке и по каким основаниям истец заявляет о своем праве состоять на учете органом местного самоуправления не рассматривался, решения об отказе в постановке не учет нуждающегося в улучшении жилищных условий не принималось, а суд не должен подменять орган местного самоуправления в решении вопросов, относящихся к ведению последнего, обращение истца в суд является преждевременным, и по существу отсутствует предмет спора, а поэтому заявленные исковые требования Герелис Дениса Михайловича о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий подлежат оставлению без удовлетворения.
При этом отказ в удовлетворении заявленных требований не лишает истца права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет с соблюдением установленного порядка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 25 января 2016 года в части возложения обязанности на Администрацию г.Тамбова поставить Герелиса Д.М., ***, на жилищный учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий отменить.
Принять новое решение в названной части. В удовлетворении исковых требований Герелису Д.М. о возложении обязанности на Администрацию г.Тамбова поставить Герелиса Д.М. на жилищный учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.