Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Бучневой О.А.,
судей: Малининой О.Н., Юдиной И.С.,
при секретаре: Ивановой О.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июня 2016 года гражданское дело по иску Даниелян Г.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения пенсии и о назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Даниелян Г.С. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Даниелян Г.С. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии и о назначении пенсии, указав, что решением УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 14.12.2015 г. N 447 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Так, в ее льготный трудовой стаж не включены периоды работы:
- с 01.09.1988 г. по 15.12.1989 г. в должности заменяющей старшей пионервожатой в ***, так как согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" и письму ПФР от 25.08.2010 г. N ЛЧ-25-24/9044 периоды работы в должности пионервожатой, имевшие место до 01.10.1993 г., могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством, действующим на день установления пенсии;
- с 16.12.1989 г. по 01.03.1994 г. в должности временно заменяющего классрука в ***, так как данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781;
- с 01.09.1998 г. по 13.07.2011 г., с 14.08.2011 г. по 16.09.2015 г. в должности педагога дополнительного образования в ***, так как согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665, п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, работа в качестве педагога дополнительного образования в *** за периоды, начиная с 01.01.2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: наличие на 01.01.2001 г. стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и наличие у лица факта работы (независимо от ее продолжительности) с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование учреждений" Списка. Кроме того, сведениями индивидуального персонифицированного учета стаж на соответствующих видах работ также не подтверждается.
Вышеуказанные периоды не засчитаны ответчиком в стаж на соответствующих видах работ необоснованно.
В должности временно заменяющего классного руководителя в *** она работала с 16.12.1989 г. до 01.06.1990 г., что подтверждается трудовой книжкой и архивной справкой. С 01.06.1990 г. она была назначена на должность старшей пионервожатой в той же школе и проработала до 01.03.1994 г. Поскольку в периоды ее работы с 01.09.1988 г. по 15.12.1989 г. в должности заменяющей старшей пионервожатой, старшей пионервожатой в *** действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, в соответствии с п.2 которого в стаж работы учителей засчитывается работа в школах в качестве штатных пионервожатых, то периоды работы с 01.06.1990 г. по 01.03.1994 г. в должности старшей пионервожатой должны быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Периоды работы в должности педагога дополнительного образования в *** с 01.09.1998 г. по 13.07.2011 г., с 14.08.2011 г. по 16.09.2015 г. незаконно не засчитаны в специальный стаж, поскольку на момент возникновения права на досрочную пенсию у нее имелся необходимый стаж, дающий право на ее назначение.
Поскольку ее общий трудовой стаж в должностях, связанных с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, на момент обращения составлял более 25 лет, она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Просила обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды с 01.09.1988 г. по 15.12.1989 г. в должности заменяющей старшей пионервожатой в ***, затем старшей пионервожатой; с 16.12.1989 г. по 01.03.1994 г. в должности временно заменяющего классного руководителя в *** и в должности пионервожатой; с 01.09.1998 г. по 13.07.2011 г., с 14.08.2011 г. по 16.09.2015 г. в должности педагога дополнительного образования в ***, а также назначить ей пенсию с момента обращения.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 марта 2016 года исковые требования Даниелян Г.С. удовлетворены частично. На УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области возложена обязанность включить Даниелян Г.С. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 18.12.1989 г. по 31.05.1990 г. - в должности преподавателя начальных классов (временно заменяющего классного руководителя) в ***, с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. - в должности педагога дополнительного образования в ***. В удовлетворении остальной части исковых требований Даниелян Г.С. отказано.
На указанное решение суда Даниелян Г.С. подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить.
Считает необоснованной ссылку суда в решении на разъяснение Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30, касающееся того, что, начиная с 01.01.2001 г. периоды ее работы могли быть засчитаны в стаж только при условии наличия стажа не менее 16 лет 8 месяцев. Кроме того, суд указал, что ее доводы о соблюдении этого условия не состоятельны. При этом суд оставил без внимания ее доводы о том, что, работая с 01.09.1988 г. на должностях заменяющей пионервожатую, затем пионервожатой, преподавателем начальных классов, а также старшей пионервожатой до 01.03.1994 г. она все время занималась преподавательской деятельностью, а именно преподавала русский язык, а с 01.06.1990г. -пение. Суд не предоставил ей возможность подтвердить ее доводы. В силу юридической неграмотности она своевременно не представила соответствующие сведения, а затем не заявила ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств. Документальное подтверждение этим обстоятельствам она может представить в суд апелляционной инстанции.
Полагает, что в связи с вышеизложенным отказ во включении в ее стаж периодов работы с 01.01.2001 г. в должности педагога дополнительного образования в Центре развития творчества детей и юношества и отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является необоснованным.
Настаивает на том, что то обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, поставив ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичную работу, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право, о чем сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ N 2-П от 29.01.2004 г.
Указывает в жалобе, что судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав Даниелян Г.С., поддержавшую жалобу, представителя ГУ УПФ РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области Шиняеву Н.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с траховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам,
не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч.4 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Отказывая в удовлетворении исковых требований истцу о включении периодов работы с 01.09.1988 г. по 15.12.1989 г. в должности заменяющей старшей пионервожатой, с 01.06.1990 г. по 01.03.1994 г. в должности старшей пионервожатой
в ***, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что не соблюдены дополнительные условия включения данного периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, предусмотренные Положением о порядке исчисления стажа для назначения за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1347.
Не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что работа в должности старшей пионервожатой должна включаться в педагогический стаж без дополнительных условий, предъявляемых к стажу, что в период работы истицы в должности старшей пионервожатой после 1.10.1993г. также применялись Списки учреждений и должностей, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N1397, в соответствии с которыми, в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, включались периоды работы в должности старшей пионервожатой по следующим основаниям.
Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое было утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1347 (действующем до 1.01.1993г.), учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась работа в школах в качестве штатных пионервожатых.
При этом, пунктом 4 Положения предусматривалось, что время работы в должности пионервожатого подлежало зачету в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
На дату обращения за назначением пенсии стаж истицы, требуемый для назначения пенсии, который приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, даже с учетом включенного судом первой инстанции периодов, составляет менее 2/3, то есть меньше 16 лет. 8 мес.
Доводами жалобы данное обстоятельство не опровергнуто.
Кроме того, период работы истицы в должности пионервожатой после 1.10.1993г. прекращения действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1347 не может быть включен, поскольку в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года должность старшего пионервожатого не указана.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что истица не имеет 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на назначение пенсии и правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в этой части.
Доводы истицы о том, что в спорный период она проводила уроки и имела учебную нагрузку, доказательствами не подтверждены. Справка, выданная 28.04.2016г. директором ***, о том, что в период с 01.09.1988г. по 18.12.1989г. и с 01.06.1990г. по 01.03.1994г. Даниелян Г.С. работая пионервожатой, старшей пионервожатой, одновременно вела уроки и имела учебную нагрузку, не может быть принята в качестве доказательства, поскольку в справке не указаны основания выдачи справки, не указано каким документом подтверждается наличие учебной нагрузки у Даниелян Г.С. в указанный период.
При этом истица при предоставлении соответствующих доказательств, не лишена права обратиться в ГУ УПФ России по г.Тамбову и Тамбовскому району Тамбовской области с заявлением о включении указанных периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Обоснованно судом отказано в удовлетворении исковых требований Даниелян Г.С. о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 01.09.1998 г. по 31.10.1999г. и с 01.01.2001г. по 16.09.2015 г. в должности педагога дополнительного образования в ***.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п.3 данных Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, при этом работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), включая "Центр дополнительного образования для детей, развития творчества детей и юношества".
Пунктом 2 раздела "Наименование должностей" вышеуказанного Списка поименованы должности "преподаватель", "педагог дополнительного образования".
Согласно пункту 12 Правил, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В данном пункте, как правильно указал суд, воспроизведены критерии, позволяющие засчитывать данную работу в выслугу лет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067".
Этим постановлением должность педагога дополнительного образования была исключена из категории должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
Одновременно была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.
Таким образом, для удовлетворения исковых требований Даниелян Г.С. в полном объеме, необходимо установить наличие условий, предусмотренных п. 12 Правил. Соответствующие разъяснения даны в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. N30 "О порядке рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", что обоснованно учтено судом при разрешении спора.
Поскольку ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не приведено достаточных и достоверных доказательств одновременного соблюдения истицей условий для включения в стаж ее работы спорного периода работы в должности педагога дополнительного образования, приведенных в изложенном выше пункте 12 Правил, суд обоснованно отказал во включении данного периода в стаж, дающий право для досрочного назначения досрочной пенсии.
В связи с отсутствием у истца специального стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии по старости, правовых оснований для удовлетворения ее требований о назначении досрочной пенсии у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 24 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Даниелян Г.С. -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.