Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Пачиной Л.Н.,
судей Рожковой Т.В., Рязанцевой Л.В.
при секретаре Кожуховой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкова В.С. и Панкова С.В. к обществу с ограниченной ответственностью "Тамбовский жилищный стандарт" о взыскании расходов по ремонту кровли дома и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский жилищный стандарт" на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 01 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Рожковой Т.В., объяснения представителя ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" Кононенко В.Е., поддержавшего жалобу, Панковых С.В. и В.С., согласившихся с решением, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панков В.С. и Панков С.В. обратились в суд с иском к ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" о взыскании расходов по ремонту кровли дома и компенсации морального вреда, указывая, что они являются собственниками квартиры ***. Их многоквартирный дом с 01.11.2011 года обслуживает управляющая компания "Тамбовский Жилищный Стандарт", которая обязана в соответствии с п. 3.1.2 договора управления многоквартирным домом от 01.11.2011 года оказывать собственникам помещений в доме услуги по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома.
На протяжении многих лет квартиру истцов заливает водой во время дождя и во время таяния снега через вышедшие из строя бетонные плиты перекрытия, которые превратились в крошево с торчащей металлической арматурой.
Панков С.В., имея преклонный возраст, являясь инвалидом *** группы, вынужден во время каждого дождя по 2-3 раза в день подниматься через люк по вертикальной лестнице на чердак и сливать наполненные водой вёдра и тазы.
Неоднократные обращения к ответчику не принесли результатов, сообщалось, что в ближайшее время недостатки будут устранены, но до настоящего времени ничего не изменилось.
Так как ответчик протечку крыши не устранил, истцы заключили договор с ООО "Центр", которое произвело ремонт кровли над их квартирой, оплатив произведённые работы в размере ***
Просят взыскать с ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" в их пользу понесённые расходы по ремонту кровли дома *** в сумме ***, а также компенсацию морального вреда ***
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 01 апреля 2016 года исковые требования Панковых удовлетворены.
Взысканы с ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" в пользу Панкова В.С. 44 500 рублей и компенсацию морального вреда 3 000 рублей.
Взысканы с ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" в пользу Панкова С.В. 44 500 рублей и компенсацию морального вреда 3 000 рублей.
Взыскана с ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" государственная пошлина в доход местного бюджета 2 870 рублей.
В апелляционной жалобе ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 01 апреля 2016 года, указывая, что обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме лежит на собственниках помещений в многоквартирном доме. Ремонт кровли в определённый сторонами в договоре управления домом перечень не входит.
До собственников многоквартирного дома была доведена информация о необходимости проведения ремонта кровли на основании актов весенне-осеннего осмотра путём уведомлений, размещённых на информационных щитах, расположенных в общедоступных местах многоквартирного дома, а также в единых платёжных документах.
В соответствии со статьями 162 - 164 ЖК РФ и частью 2 статьи 18 Федерального закона N 189-ФЗ объём ответственности управляющих организаций не может быть больше, чем объём обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с такими организациями, также жилищное законодательство не предусматривает обязанности выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ.
Необходимо учитывать, что для проведения текущего или капитального ремонта требуется соответствующие решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (статьи 44, 46 и 158 ЖК РФ), в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников многоквартирного дома ООО "ТЖС" ремонт не может провести.
В возражениях на апелляционную жалобу Панков С.В. просит решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 01 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив апелляционную жалобу и возражения на неё, в пределах доводов, изложенных в них, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного судом решения по доводам жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Истцам на праве общей долевой собственности принадлежит квартира ***, расположенная на девятом этаже девятиэтажного многоквартирного жилого дома ***.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные предписания содержатся в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что с 01 ноября 2011 года управление названным многоквартирным жилым домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт".
В силу пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Как следует из предписаний части 1, пунктов 1 и 4 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, безопасность имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом "б" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. N491, которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме установлено, что в состав общего имущества включается крыша.
В соответствии с подпунктами "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных Правил.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данных Правилах эксплуатации перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Правилами эксплуатации установлены следующие требования к содержанию жилищного фонда:
Пунктом 2.3.7 Правил предусмотрено, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
Согласно пункту 2.6.2 Правил при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период среди прочего надлежит устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями.
Пунктом 4.6.1.1 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в том числе: защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Пунктом 4.6.1.28 не допускается увлажнение конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
В соответствии с пунктом 4.6.1.10 неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении N 2, а именно, в течение 1 суток.
Повреждение кровли, свесов, желобов и водоприемных воронок необходимо устранять немедленно (пункт 4.6.4.6 Правил).
Неоднократные заливы квартиры истцов по причине протекания кровли над их квартирой, в период после 01 ноября 2011 года, установлены судом и подтверждаются материалами дела, что свидетельствует о наличии недостатков выполненной работы (оказанной услуги), которая в данном случае не обеспечила надлежащее содержание общего имущества в данном многоквартирном доме.
Право потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) требовать возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами предусмотрено пунктом 1 статьи 29 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции сделал верное заключение об удовлетворении исковых требований Панковых, так как понесённые в равных долях истцами расходы по устранению недостатков выполненной ответчиком работы (оказанной услуги) силами ООО "Центр" по поручению Панковых, должны быть им возмещены ответчиком на основании вышеприведённых норм закона.
Поскольку судом установлено нарушение прав потребителей Панковых, суд первой инстанции обоснованно со ссылкой на статью 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в пользу истцов.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения.
Ссылки на отсутствие в договоре управления согласованного условия о ремонте кровли ответчиком, на необходимость капитального ремонта кровли, нецелесообразность, по мнению ответчика, проведения текущего ремонта кровли, невозможность осуществления как капитального, так и текущего ремонта кровли без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в доме не опровергают выводов суда о не качественности оказанной ответчиком услуги по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в данном доме, в связи с чем не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, указывающие на то, что суд первой инстанции не исследовал какие-либо доказательства, имеющиеся в деле, и не дал им оценки, что могло бы повлиять на судьбу решения суда.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, в том числе, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 01 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский жилищный стандарт" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.