Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей: Андриановой И.В., Арзамасцевой Г.В.,
с участием прокурора Гущиной А.А.,
при секретаре Нишуковой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 июля 2016 года апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области" на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 31 марта 2016 года
по гражданскому делу по иску федерального государственного казенного учреждения "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области" к Яковцеву П.В., Яковцевой И.Н., Яковцевой К.П. о выселении без предоставления иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета.
Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция
установила:
ФГКУ "2 ОФПС по Тамбовской области" обратилось в суд с иском к Яковцевым П.В., И.Н. и К.П. о снятии их с регистрационного учета и выселении из служебного жилого помещения - квартиры N ***
Указало, что данная квартира находится в здании пожарной части, являющемся федеральной собственностью, закрепленной за истцом на праве оперативного управления (согласно распоряжению ТУ Росимущества в Тамбовской области от 30.08.2013 г. N ***). Согласно свидетельству о государственной регистрации от *** г. здание имеет статус нежилого помещения и было зарегистрировано как единый объект, состоящий из литеров А, А1, А2, а, а1 (спорное помещение находится в лит. А). Данный объект расположен на едином земельном участке и предназначен для выполнения специальных задач, поставленных перед пожарными частями как объектами со специальной правоспособностью.
В соответствии с пунктами 2.6, 2.9 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом ГУГПС МВД России от 30.12.1994 г. N ***, территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны; в жилой зоне размещается жилая часть здания
(служебные квартиры). Таким образом, квартира N *** была выделена Яковцеву П.В. на время прохождения службы в рядах федеральной противопожарной службы (согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Тамбовской области от 17.11.1995 г.). Поскольку приказом ФГКУ "2 ОФПС по Тамбовской области" от 17.10.2011 г. N *** он был уволен со службы, то на основании статьи 103 Жилищного кодекса РФ он, его жена Яковцева И.Н. и его дочь Яковцева К.П. подлежат снятию с регистрационного учета по указанному адресу и выселению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, были привлечены Главное управление МЧС России по Тамбовской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 31 марта 2016 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области" по доверенности Спешинский А.Н. ставит вопрос об отмене постановленного решения.
Считая необоснованной ссылку суда на пункты 27, 28 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства от 17.12.2002 г. N 897, запрещающий выселение из служебного жилого помещения сотрудников ОВД, прослуживших не менее 10 лет, без предоставления иного жилого помещения, указывает, что иные законы и нормативные правовые акты применяются к правоотношениям постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ (в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"). В данном же случае 28 Типового положения противоречит требованиям статьи 103 Жилищного кодекса РФ, содержащей исключительные основания для сохранения права на предоставление другого жилого помещения при выселении из служебного жилья. Кроме того, указанное Типовое положение в настоящее время не распространяется на сотрудников ФПС ГПС в связи с введением в действие Постановления Правительства РФ от 16.03.2013 г. N 217. И, опровергая вывод суда о том, что данное постановление на сотрудников ФПС ГПС не распространяется, указывает, что оно предусматривает порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и др. (согласно пункту 1 Правил предоставления жилых помещений, утвержденных данным Постановлением).
Полагает, что самостоятельным основанием для расторжения с ответчиками договора служебного найма и их выселения из служебного жилого помещения является факт расторжения с Яковцевым П.В. служебного контракта (согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ и пункту 15 Постановления Правительства РФ от 16.03.2013 г. N ***). Соответственно, при расторжении договора найма специализированного жилого помещения он должен его освободить (в силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ).
Оснований для отнесения ответчиков к числу лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений в порядке пункта 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ без предоставления других жилых помещений, по мнению автора жалобы, также не имеется. В связи с этим указывает, что по смыслу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ, содержащей перечень таких лиц, следует, что условием для выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчиков по доверенности Родионов А.Б. указал, что в отношении всех ответчиков действуют гарантии, предусмотренные статьёй 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (о том, что граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений). В связи с этим, по его мнению, на истцов также распространяются положения статей 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР. Нахождение спорной квартиры в составе нежилого комплекса, с точки зрения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и в целом судебной практики, не уничтожает, по его мнению, гарантии, установленные статьёй 13 Вводного закона.
Считает в этой связи важным обстоятельством тот факт, что прокурор Октябрьского района г.Тамбова, давая заключение по данному делу об отказе в удовлетворении исковых требований, также сослался на статью 13 Вводного закона и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР.
В качестве самостоятельного основания отказа в иске считает пропуск истцом трёхгодичного срока исковой давности, который, по его мнению, должен исчисляться со дня увольнения Яковцева П.В. - 17.10.2011 г. Возможность применения к жилищным правоотношениям общего трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного статьёй 196 Гражданского кодекса РФ, определена в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ". Заявление о применении срока исковой давности в суде первой инстанции было подано (л.д.28,29).
Ещё одним основанием для отказа в удовлетворении исковых требований считает неподтверждение должным образом служебного статуса указанного жилого помещения.
Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области" по доверенности Спешинским А.Н., представителем ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области" и ГУ МЧС России по Тамбовской области по доверенности Ким А.И., выслушав Яковцеву И.Н., её представителя по ордеру адвоката Приходько А.Г. и представителя Яковцевых П.В., И.Н. и К.П. по доверенности Родионова А.Б., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Гущиной А.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Тамбовской области от 17.11.1995 г. старшему сержанту внутренней службы Яковцеву П.В. - *** ПЧ-2, служащему в органах внутренних дел с 1990 года, выделена комната N *** на семью из 3-х человек (л.д.14).
С 21.06.1996 г. Яковцев П.В., его жена Яковцева И.Н. и дочь Яковцева К.П. зарегистрированы по месту жительства в квартире N *** общей площадью 51,2 кв.м (л.д.7,8).
Начиная с 1995 года по настоящее время Яковцев П.В. и члены его семьи, не имеющие иного жилья, проживают в предоставленной служебной квартире N *** находящейся в собственности государства и оперативном управлении ФГКУ "2 ОФПС по Тамбовской области (л.д.9-11).
Законность вселения Яковцева П.В. в названное служебное помещение стороной истца не оспаривается.
Согласно приказу ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области" N *** старший прапорщик внутренней службы Яковцев П.В. уволен из Государственной службы МЧС России 17.10.2011 г. (л.д.13).
На момент увольнения выслуга Яковцева П.В. в календарном исчислении составила 22 года 08 месяцев 01 день.
В связи с увольнением Яковцева П.В. ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области", ссылаясь на статью 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, обратилось в суд с иском о выселении семьи Яковцевых из специализированного жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу положений статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Отказывая истцу в иске о выселении Яковцевых из служебного жилого помещения, суд исходил из того, что Яковцев П.В. с членами семьи не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения как сотрудник, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с выводами суда первой инстанции
Согласно части 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных Указов Президента Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 г. N 897 утверждено Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласно которому сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма (пункт 27).
В силу пункта 28 указанного Типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 названного Типового положения, не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
В соответствии с Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2011 г. N 1038, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий относится к правоохранительным органам.
Указанное Типовое положение принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24.05.1994 г. N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы", в настоящее время является действующим и распространяющимся на сотрудников МЧС.
Данное Постановление не распространяется только на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации в силу прямого указания об этом в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 16.03.2013 г. N 217 "Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов".
Ввиду изложенного, коллегия находит несостоятельными доводы жалобы ФГКУ "2 ОФПС по Тамбовской области" о необоснованной ссылке суда на пункты 27, 28 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 г. N 897, поскольку оно неприменимо к сотрудникам ФПС ГПС.
Таким образом, поскольку Яковцев П.В. проработал в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы более 10 лет (выслуга на момент увольнения - 22 года 08 месяцев 01 день), он не подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Кроме того, коллегия находит заслуживающей внимание позицию стороны ответчика и прокурора о применении к спорным правоотношениям статьи 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до введения в действие Жилищного кодекса РФ, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 (прекращение трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией) настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Как указано выше, служебное помещение было предоставлено Яковцеву П.В. и его семье в 1995 году, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации 01.03.2005 г.
В материалах дела имеются сведения о том, что Яковцев П.В. с членами семьи состоял на очереди на улучшение жилищных условий и был снят с неё в связи с увольнением.
Однако согласно данным, предоставленным ФГКУ "2 ОФПС по Тамбовской области", Яковцев П.В. с членами семьи состоял на такой очереди с 21.08.2009 г. по 18.11.2011 г. (л.д.113).
Вместе с тем, согласно данным, предоставленным Яковцевым П.В., он состоял на учёте как сотрудник ГПС, нуждающийся в улучшении жилищных условий, с 1994 года.
В частности ответчиком представлены:
ксерокопия Списка сотрудников Управления и подразделений государственной противопожарной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01.07.1994 г., подписанного шестью членами жилищно-бытовой комиссии и утвержденного 08.08.1994 г. начальником Управления А. В.Н., в котором Яковцев П.В. значится под N *** (л.д. 220-221);
ксерокопия Списка сотрудников ПЧ-2, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01.12.1996 г., подписанного заместителем начальника части Ш. А.П. и утвержденного начальником ПЧ-2 УГПС УВД Тамбовской области подполковником С. В.Н., в котором Яковцев П.В. значится под N *** (л.д.222);
ксерокопия Списка сотрудников управления и подразделений УГПС УВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01.03.1998 г., подписанного председателем жилищно-бытовой комиссии Филиным В.И., секретарем ЖБК И. В.Ю. и утвержденного 10.03.1998 г.начальником УГПС УВД Тамбовской области полковником вн. службы А. В.Н. (л.д.223-225).
Несмотря на то что списки нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ГПС представлены Яковцевым П.В. в виде незаверенных ксерокопий (по его утверждению, он получил их в пожарной части), в суде первой инстанции в качестве свидетелей были допрошены должностные лица, составлявшие, подписывавшие и утверждавшие данные списки: А. В.Н., работавший с 1985 по 2003 годы начальником Управления ГПС УВД по Тамбовской области; Ш. А.П., работавший заместителем пожарной части и замполитом с 1980 по 2000 годы; С. В.Н., работавший начальником пожарной части с 1984 по 1996 годы (л.д. 80-83, 253-258).
Все указанные свидетели подтвердили следующие обстоятельства:
что работали вместе с Яковцевым П.В. в одно время;
что представленные копии списков соответствуют подлинным спискам и подтвердили подписи должностных лиц в списках;
что в пожарной части работала жилищно-бытовая комиссия, которая проверяла жилищные условия сотрудников, составляла акты обследования жилищных условий, по результатам чего сотрудник ставился на учёт;
что Яковцев П.В. действительно с 1994 года состоял в списках сотрудников ГПС, нуждающихся в улучшение жилищных условий;
что данные списки должны были направляться в ГУ МЧС по Тамбовской области.
Коллегия, оценивая представленные ответчиком списки учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ГПС в совокупности с показаниями вышеназванных свидетелей, признаёт их допустимым доказательством и приходит к выводу, что Яковцев П.В. с членами семьи состоял до 01.03.2005 г. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и имел право состоять на данном учете.
Поскольку протоколом заседания жилищной комиссии пожарной части Яковцевы были сняты с учёта на улучшение жилищных условий, согласно действующему жилищному законодательству они поставлены на очередь нуждающихся в жилье в администрации г. Тамбова (л.д.41), которая также проверяла их нуждаемость при постановке на очередь.
Таким образом, поскольку на 01.03.2005 г. Яковцев П.В. проработал в системе ГПС более 15 лет, соответствовал требованиям нуждаемости, на него распространяются гарантии, предусмотренные статьёй 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и статьёй 108 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При изложенных обстоятельствах тот факт, что ответчик был уволен в 2011 году в связи с нарушением трудовой дисциплины, на жилищные права Яковцевых, возникшие в период действия Жилищного кодекса РСФСР, повлиять не может.
С учётом изложенного, доводы жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, решение является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 31 марта 2016 года оставить без изменения;
апелляционную жалобу ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.