Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Бучневой О.А.,
судей: Юдиной И.С., Малининой О.Н.,
при секретаре: И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобылевой К.И. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении третьей группы инвалидности
по апелляционной жалобе Бобылевой К.И. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 05 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Юдиной И.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бобылева К.И. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении третьей группы инвалидности, требования мотивированы тем, что *** года в отношении нее проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой ей было отказано в установлении группы инвалидности, что также, подтверждено решением комиссии Главного бюро МСЭ. Полагала данные решения незаконными и необоснованными, так как, при наличии у нее имеющихся нарушений функций организма, которые подтверждаются медицинскими документами (результатами УЗИ, заключением врачей-рентгенологов) экспертная комиссия Главного бюро должна была установить ей инвалидность.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 05 апреля 2016 года исковые требования Бобылевой К.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Бобылева К.И. просит постановленное решение отменить, ссылаясь на то, что решение суда не мотивировано, не указаны обстоятельства установленные судом. При этом приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления.
Считает, что выводы врачей-специалистов МСЭ не соответствуют первичным медицинским заключениям врачей районных и областных поликлиник, рентгеновским снимкам, результатам УЗИ и гастроскопии. Очная медико-социальная экспертиза в г.Пензе проведена формально, с результатами экспертизы ознакомиться не разрешили. Представитель ответчика в судебном заседании не смог ответить на поставленные ею вопросы, пояснив, что не имеет медицинского образования, а является юристом. Просит восстановить справедливость и назначить соответствующую группу инвалидности.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 2 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав истицу Бобылеву К.И., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Судом первой инстанции установлено, что *** года в бюро МСЭ N 6 общего профиля Бобылевой К.И. проведена очная медико-социальная экспертиза по направлению на МСЭ из ТОГБУЗ "Сосновская центральная районная больница" с целью установления инвалидности. По представленным медицинским документам и результатам очного осмотра у Бобылевой К.И. выявлены стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, стойкие незначительные нарушения функций сердечнососудистой системы, стойкие незначительные нарушения психических функций, не приводящие к значимым ограничениям основных категорий жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты, что не является основанием для установления инвалидности.
*** года в связи с несогласием с решением бюро МСЭ N 6 Бобылевой К.И. на основании ее заявления проведена очная медико-социальная экспертиза в экспертном составе N 2 смешанного профиля ФКУ "Главное бюро МСЭ по Тамбовской области", по результатам которой инвалидность Бобылевой К.И. не установлена.
В связи с несогласием с указанным решением *** года в ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" в отношении Бобылевой К.И. проведена заочная медико-социальная экспертиза по представленным медицинским и медико-экспертным документам. Решение главного бюро МСЭ по Тамбовской области не изменено, инвалидность не установлена.
В ходе рассмотрения дела по определению суда была проведена очная медико-социальная экспертиза экспертным составом N 4 в ФКУ "ГБ МСЭ по Пензенской области".
Согласно экспертного заключения от *** года N 2 по данным представленных медицинских и медико-экспертных документов, результатов личного осмотра, у Бобылевой К.И. на период освидетельствования *** года и *** года не имелось нарушений функций организма, приводящих к ограничению ни в одной из категорий жизнедеятельности, оснований для установления группы инвалидности нет.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации представленные доказательства, в том числе объяснения сторон, направление на медико-социальную экспертизу от *** года, акт и протокол Бюро медико-социальной экспертизы N 6 ФКУ от *** года, акт и протокол экспертного состава N 2 ФКУ "ГБ МСЭ по Тамбовской области" Минтруда России от *** года, заключение медико-социальной экспертизы ФКУ "ГБ МСЭ по Пензенской области" от *** года, а также учитывая, что на момент обследования состояния здоровья Бобылевой К.И. не было установлено наличие необходимых в комплексе условий: нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение способности к трудовой деятельности первой степени или ограничение категорий жизнедеятельности; необходимость в мерах социальной защиты, пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для установления истцу группы инвалидности не имелось, в этой связи отказал в удовлетворении требований об установлении группы инвалидности.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что медико-социальная экспертиза была проведена компетентными лицами, в пределах своих полномочий, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных истца, то есть с соблюдением требований действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и Бобылевой К.И. не опровергнуты.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 05 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бобылевой К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.