Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Коропенко Л.Е.,
судей Рожковой Т.В., Юдиной И.С.
при секретаре Кожуховой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района города Тамбова в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Тамбова о возложении обязанности
по апелляционной жалобе администрации города Тамбова на заочное решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 25 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Рожковой Т.В., объяснения представителя администрации г. Тамбова Каменевой Е.С., поддержавшей жалобу, помощника прокурора Тамбовской области Лесняк Е.Н., согласившейся с решением, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Советского района г. Тамбова в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Тамбова о возложении обязанности предупредить собственников жилого дома *** о необходимости устранить нарушения закона, а именно: использовать жилое помещение по целевому назначению, провести ремонт жилого дома, назначить соразмерный срок для устранения нарушений, указывая, что прокуратурой Советского района г. Тамбова в соответствии с заданием прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства о благоустройстве населённых пунктов в части обеспечения надлежащего учёта и безопасности ветхих и заброшенных домов, строений и сооружений, в результате которой прокуратурой района по адресу: ***, был выявлен жилой дом в явно неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии, требующий проведения капитального ремонта либо сноса. Его внешний вид не соответствует требованиям, предъявляемым к внешнему виду жилых домов, зданий и сооружений, фасады которых определяют архитектурный облик городской застройки. Кроме того, в помещение дома возможно проникновение лиц без определённого места жительства, что может привести к созданию пожароопасных ситуаций, а также способствовать возникновению очагов различных заболеваний.
Собственниками дома согласно записи в ЕГРП являются Коршунова Г.С., Кучеренко В.И., Кучеренко Д.И., Кучеренко Я.В., Ульев Д.И., Ульев Н.И. Необходимо принятие органом местного самоуправления соответствующих мер в соответствии с законодательством.
В ходе прокурорской проверки 26.02.2016 г. установлено, что дом продолжает находиться в явно неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии, требует проведения капитального ремонта или сноса, что свидетельствует о неисполнении собственником здания обязанностей, закрепленных законом, п. 4 ст. 31 Правил благоустройства и содержания территории городского округа - г. Тамбов. Полномочия по предупреждению собственника о необходимости устранения нарушений при содержании жилого помещения предоставлены законом только органу местного самоуправления, на территории которого расположены объекты недвижимости. В результате непринятия должных мер администрацией г. Тамбова нарушены права неопределённого круга жителей г. Тамбова на безопасность и обеспечение жилыми помещениями.
В ходе разбирательства дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Коршунова Г.С., Кучеренко В.И., Кучеренко Д.И., Кучеренко Я.В., Ульев Д.И., Ульев Н.И.
Заочным решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 25 апреля 2016 года исковые требования прокурора Советского района г. Тамбова удовлетворены.
Администрация г. Тамбова обязана предупредить собственника жилого дома *** о необходимости использовать жилые помещения по целевому назначению, провести ремонт жилого дома, назначить соразмерный срок для устранения нарушений.
В апелляционной жалобе администрация г. Тамбова просит отменить заочное решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 25 апреля 2016 года и в иске прокурору Советского района г. Тамбова отказать, указывая, что судом не учтено предписание статьи 293 ГК РФ, при анализе которой следует вывод, что вынесение в отношении собственника жилого помещения предупреждения в порядке ст. 293 ГК РФ является самостоятельным правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью, в связи с чем для принуждения администрации г. Тамбова к совершению такого рода действий оснований не имеется.
Также администрация города обращает внимание на то, что вопросы, предусмотренные в статье 293 ГК РФ, не отнесены к вопросам местного значения городского округа и администрация г. Тамбова не имеет полномочий для их решения в отсутствие соответствующего решения Тамбовской городской Думы в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и частью 2 статьи 6.1 Устава города Тамбова.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Советского района г. Тамбова просит заочное решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 25 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановленного судом решения ввиду неправильного применения норм материального права - неправильного истолкования закона.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, указывая на наличие у администрации г. Тамбова обязанности направления в адрес собственников домовладения, бесхозяйственно обращающихся с жильём, допуская его разрушение, предупреждения о необходимости устранить нарушения в определённый срок, и признавая бездействие администрации г. Тамбова, выразившееся в неисполнении обязанности по такому предупреждению, незаконным, пришел к выводу, что такое бездействие нарушает права неограниченного круга лиц - жителей города Тамбова на безопасность и обеспечение жилыми помещениями, поскольку судом бесспорно установлено, что собственники вышеуказанного жилого дома бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, так как они не основаны на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и фактических обстоятельствах дела.
Принимая такое решение, суд первой инстанции не учёл, что в рамках разрешения исковых требований, в том виде, котором они заявлены прокурором, проверке подлежат не действия или бездействие собственников в отношении своего жилого помещения, а действия (бездействие) органа местного самоуправления по исполнению им обязанностей, возложенных на него законом и иными нормативными правовыми актами.
Вопросы местного значения городского округа перечислены в статье 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 6 Устава города Тамбова.
Статьёй 293 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность органа местного самоуправления предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения, в том случае, если собственник жилого помещения бесхозяйственно обращается с жильём, допуская его разрушение.
Если собственник после предупреждения без уважительных причин не произведёт необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
Ни вышеприведёнными нормами закона, ни иными нормативными правовыми актами обязанности предупреждать собственника, а затем, в случае неисполнения предупреждения, как следствие, обращаться в суд с иском о продаже с публичных торгов жилого помещения, на орган местного самоуправления не возложено.
Вынесение в отношении собственника жилого помещения предупреждения в порядке, предусмотренном статьёй 293 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью, в связи с чем законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, судом не учтено, что статья 293 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает основания и процедуру прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение, относящиеся к мерам принудительного изъятия у собственника имущества (подпункт 7 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации), что является по существу мерой гражданско-правовой ответственности, применяемой к собственнику жилого помещения при содержании жилого помещения в таком состоянии, которое влечёт его разрушение, но не обязанность органа местного самоуправления инициировать такую процедуру.
При таком положении апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемое решение отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Тамбова в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Тамбова о возложении обязанности предупредить собственников жилого дома *** о необходимости устранить нарушения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 25 апреля 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым прокурору Советского района города Тамбова в интересах неопределённого круга лиц в удовлетворении исковых требований к администрации города Тамбова о возложении обязанности отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.