Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Уварова В.В.
судей Баранова В.В., Епифановой С.А.
рассмотрела в упрощенном (письменном) производстве 11 июля 2016 г. частную жалобу Никольских Н.П. на определение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 5 мая 2016 г. о возврате административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Баранова В.В. судебная коллегия
установила:
Никольских Н.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении начальника территориального отдела Роспотребнадзора по Тамбовской области Наумова В.Д. от 12 февраля 2016 г. N ***
Определением судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 18 апреля 2016 г. указанное заявление на основании ст. 130 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) оставлено без движения до 4 мая 2016 г. как не соответствующее требования статей 125-126 названного Кодекса, поскольку к заявлению не был приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Также судьей указано, что избранная форма обращения в суд путем подачи административного иска не может обеспечивать защиту прав и законных интересов потерпевших от пректуплений.
4 мая 2016 г. Никольских Н.П. в порядке исполнения данного определения в суд подано уточненное административное исковое заявление, в котором он просил признать незаконными действия (бездействие) начальника территориального отдела Роспотребнадзора по Тамбовской области Наумова В.Д., выразившиеся в непринятии мер по выполнению требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по составлению протокола об административном правонарушении и возбуждению дела об административном правонарушении в отношении ООО " ***" и ИП Д. и восстановлению нарушенных прав административного истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также просил признать незаконным и нарушающим права административного истца, предусмотренные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан", ответ начальника территориального отдела Роспотребнадзора по Тамбовской области Наумова В.Д. на заявление Никольских Н.П. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 200 КАС РФ просил направить материал в органы дознания следственных органов.
Определением судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 5 мая 2016 г. административное заявление Никольских Н.П. возвращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ.
В частной жалобе Никольских Н.П. просит определение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 5 мая 2016 г. отменить и разрешить вопрос по существу. Считает определение незаконным, ссылаясь на то, что является неработающим пенсионером, предпринимательскую деятельность не осуществляет, поэтому не имеет финансовой возможности оплатить государственную пошлину. Полагает, что обжалуемым определением нарушено его право на доступ к правосудию.
В соответствии с ч. 2 ст. 315 КАС РФ рассмотрение данной частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 33 данного Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные ст. 305 КАС РФ.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны: наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны); сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом; сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Согласно части 6 данной статьи административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 КАС РФ, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 указанной статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.
В соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Частью 1 статьи 126 КАС РФ предусмотрено, что к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 данного Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Статьей 220 КАС РФ установлены специальные требования к административному исковому заявлению, в соответствии с которыми в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ; орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие); наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве; сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц; нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 названной статьи и соответствующие ходатайства; сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения; требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно части 1 статьи 130 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
В соответствии с части 3 статьи 222 КАС РФ основанием для оставления административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, без движения является его несоответствие требованиям, установленным статьей 220 КАС РФ.
Возвращая административное исковое заявление, судья в определении от 5 мая 2016 г. указал, что административным истцом не представлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, а оснований для удовлетворения ходатайства Никольских Н.П. об освобождении от уплаты государственной пошлины не имеется. Также судья сослался на необходимость рассмотрения доводов административного истца о совершении административным ответчиком преступления в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Приходя к такому выводу, судья должен был применить нормы пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, которым предусмотрено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Вместе с тем судья возвратил административное исковое заявление, разъяснив Никольских Н.П., что возвращение заявления не препятствует его повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.
Таким образом, содержание мотивировочной и резолютивной частей обжалуемого определения противоречат друг другу, что недопустимо.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого определения, принятого с нарушением норм процессуального права, и о направлении административного искового заявления Никольских Н.П. в суд первой инстанции для разрешения вопроса о возможности его принятия к производству суда.
При решении данного вопроса судье необходимо установить предмет оспаривания, закон, в соответствии с которым принимались оспариваемые административным истцом действия (бездействие) и решения административного ответчика, процессуальный порядок оспаривания данных действий (бездействия) и решения, принятого административным ответчиком в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и определить вид судопроизводства, в котором надлежит рассматривать заявленные Никольских Н.П. требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315-317 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
определение судьи Мичуринского городского суда Тамбовской области от 5 мая 2016 г. о возвращении административного искового заявления отменить.
Административное исковое заявление Никольских Н.П. направить в суд первой инстанции для рассмотрения на стадию принятия к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.