Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Епифановой С.А., Баранова В.В.,
при секретаре: Железниковой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области к Гришин В.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени.
по апелляционной жалобе Гришин В.А. на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 06 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области) обратилось в суд с административным иском к Гришину В.А. о взыскании задолженности по страховым взносам в сумме 43367 руб. 80 коп. и пени - 1240 руб. 32 коп.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Гришин В.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25 июля 2014 года и в соответствии п.п. "б" п.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" являлся плательщиком страховых взносов. Согласно выписке из ЕГРИП свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя прекращено 2 декабря 2014 года. Порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов определены в ст.ст. 14, 16 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". По данным Управления налоговой службы по Тамбовской области административный ответчик не представил сведения о доходах от предпринимательской деятельности, в связи с чем на основании п. 11 ст. 14 указанного выше Федерального закона расчет страховых взносов составляет 6195 руб. 40 коп. (начислено страховых взносов на обязательной пенсионное страхование на страховую часть за период с 25 июля 2014 года по 2 декабря 2014 года) *8 - 6195 руб. 40 коп. = 43367 руб. 80 коп. За несвоевременную уплату страховых взносов за 2014 год страхователю были начислены пени за период с 18 декабря 2014 года по 31 марта 2015 года на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1240 руб. 32 коп.
В целях досудебного урегулирования спора ответчику было выписано и направлено требование N 07902540022512 от 31 мая 2015 года, которое до настоящего времени не исполнено.
Судебный приказ о взыскании вышеуказанной задолженности отменен определением мирового судьи от 30 декабря 2015 года.
Административный истец просил взыскать с Гришина В.А. в пользу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 43367 руб. 80 коп., а также пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за период с 18 декабря 2014 года по 31 марта 2015 года, в размере 1240 руб. 32 коп.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 06 апреля 2016 года административный иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе Гришин В.А. просит данное решение отменить, производство по административному делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на нарушением районным судом норм материального и процессуального права. Указывает, что деятельность в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена им 2 декабря 2014 года, о чем тогда же была сделана запись в ЕРГИП. Сведения о прекращении такой деятельности у административного истца имелись. Таким образом, административный истец уже 18 декабря 2014 года знал о том, что ответчиком не уплачены страховые взносы. Однако, требование об уплате взносов и пеней было направлено ему только 02 апреля 2015 года, т. е. по истечение срока установленного ч. 2 ст. 22 Федерального закона. Срок исполнения требования составлял 21 апреля 2015 года. При этом административный истец не предпринял мер для установления действительного размера полученного ответчиком дохода, с которого подлежали начислению и уплате страховые взносы.
Кроме того автор жалобы полагает, что заявление о взыскании недоимки по страховым взносам следовало рассматривать в порядке гражданского производства, а не по правилам административного судопроизводства, предусмотренного КАС РФ.
Так же административный ответчик считает, что административный истец вправе был обратиться с административным иском не позднее 21 октября 2015 года. Однако это было сделано им гораздо позднее, с пропуском шестимесячного срока, предусмотренного для подачи административного искового заявления. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления административным истцом не заявлялось, уважительность пропуска срока в судебном заседании не исследовалась. При этом судом не применены последствия пропуска административным истцом срока на подачу административного искового заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения представителя УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области Черкасову М.С., апелляционная инстанция не находит оснований к отмене судебного решения.
Согласно ст.229 п.3 НК РФ в случае прекращения деятельности, указанной в ст.227 НК РФ (предпринимательская деятельность), до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности предоставить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
В соответствии со ст.16 ФЗ РФ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования ... " в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, иных лиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.
Из материалов дела видно, что Гришин В.А. 02 декабря 2014 года прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, поэтому он должен был исполнить обязанность, предусмотренную указанными нормативными актами. Однако в нарушение требований закона, Гришин В.А. в пятидневный срок после 02 декабря 2014 года декларацию о фактических доходах за 2014 год не предоставил и страховые взносы за указанный период не заплатил.
В этой ситуации Пенсионный фонд обоснованно применил расчет страховых вносов в соответствии с п.11 ст.14 ФЗ РФ N 212 в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда в сумме 43367 руб. 80 коп.
Расчет пени, взысканной с Гришина В.А. решением суда, произведен в соответствии со ст.25 ФЗ РФ N 212, то есть за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Процентная ставка для исчисления пени принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в результате расчета сумма пени составила 1240 руб. 32 коп. Каких-либо других расчетов, опровергающих расчет Пенсионного фонда, административным ответчиком не предоставлено.
Таким образом, разрешая административный иск УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал верную правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Довод жалобы о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд, судебная коллегия признает несостоятельным.
Как следует из материалов дела, 02.12.2014 г. Гришин В.А. утратил статус индивидуального предпринимателя.
Письмом от 12.03.2015 г. УФНС по Тамбовской области сообщило ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области вышеуказанную информацию.
Основным законом, регулирующим отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователь - индивидуальный предприниматель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
При определении срока направления требования о взыскании сумм недоимок по страховым взносам и срока обращения в суд с таким требованием применяются положения статей 48 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона о пенсионном страховании взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами ПФ РФ в судебном порядке.
В силу статьи 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. Закон о пенсионном страховании не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применению нормы НК РФ.
Согласно абз. 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ устанавливает, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Гришину В.А. направлено требование от 31.03.2015 г N 07902540022512 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором предложено погасить имеющуюся задолженность в добровольном порядке в срок до 21.04.2015 г., которое до настоящего времени не исполнено.
Административным истцом направлено заявление о выдаче судебного приказа мировому судье участка N 1 Октябрьского района г.Тамбова, который в пределах вышеуказанного шестимесячного срока вынес судебный приказ от 18 июня 2015 г. о взыскании с Гришина В.А. недоимки по страховым взносам, пеней, госпошлины.
30 декабря 2015 года мировым судьёй судебного участка N 1 Октябрьского района г.Тамбова вынесено определение об отмене данного приказа.
11.02.2016 г. административный истец обратился в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней с ответчика по указанному выше требованию.
Таким образом, Управлением не был пропущен срок для подачи искового заявления, так как срок исковой давности исчисляется с момента вынесения определения об отмене судебного приказа.
Довод апелляционной жалобы о том, что данный административный иск должен быть рассмотрен по правилам гражданского судопроизводства основан на неправильном толковании закона.
На основание изложенного и руководствуясь ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 6 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришин В.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.