Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Курохтина Ю.А., Епифановой С.А.,
при секретаре: Переплетовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сайкиной Л.Н. к администрации г.Тамбова о признании отказа в праве на предварительное согласование земельного участка под сараем незаконным и признании права,
по апелляционной жалобе администрации г.Тамбова на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 03 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
установила:
Сайкина Л.Н. обратилась в суд с административным иском к администрации г.Тамбова, в котором просила признать незаконным отказ администрации г. Тамбова от 05 апреля 2016 года N 24-61-638/16 в праве на предварительное согласование земельного участка под сараем во дворе *** в ***, площадью 33,7 кв.м. с кадастровым номером ***, признать её право на предварительное согласование вышеназванного земельного участка.
В обоснование своих требований Сайкина Л.Н. указывала, что является собственником сарая во дворе *** в ***, о чем свидетельствует запись в ЕГРП. В марте 2016 г. она обратилась в администрацию г.Тамбова с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под сараем с целью его дальнейшего выкупа. Однако ответом от 05.04.2016г. ей было отказано, поскольку земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимости, находится в функциональной зоне многоэтажной застройки (от 9 этажей и выше), в которой размещение сараев не предусмотрено. Считает данный отказ незаконным, поскольку, согласно представленной схеме расположения сарая, на спорном земельном участке нет каких-либо объектов, создающих угрозу гражданам, сарай относится к вспомогательным постройкам, что не противоречит нормам Земельного законодательства.
Кроме того, ссылалась на п.3 ст.8 решения Тамбовской городской Думы от 15.12.2011г. N 472 "О правилах землепользования и застройки городского округа - город Тамбов", согласно которым данные Правила не распространяются на правоотношения по предоставлению земельных участков, возникшие до их введения в действие. Сарай был построен до введения в действия данных Правил, что является основанием для предварительного согласования земельного участка под ним с дальнейшей постановкой на кадастровый учет. В результате незаконного отказа нарушены её права в вопросе оформления земельного участка под сараем в собственность посредством выкупа.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 03 июня 2016 года административные исковые требования Сайкиной Л.Н. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Тамбова считает данное решение незаконным, подлежащим отмене. Указывает, что согласно ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Сайкина Л.Н. обратилась в администрацию города Тамбова с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка под сараем во дворе жилого дома по ул. ***
По результатам рассмотрения указанного заявления в предоставлении вышеназванной муниципальной услуги Сайкиной JI.H. отказано в связи с тем, что земельный участок находится в границах территориальной зоны многоэтажной жилой застройки Ж-1 согласно карте градостроительного зонирования территории городского округа город Тамбов, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, утверждённым решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 N 472.
Согласно ст. 44 Правил в числе основных, вспомогательных, условно разрешённых видах использования недвижимости в границах территориальной зоны многоэтажной жилой застройки Ж-1 отсутствуют хозяйственный постройки - сарай.
В соответствии с пп. 3 пункта 11 статьи 5 Правил виды использования недвижимости отсутствующие в Правилах, являются запрещёнными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены без проведения процедуры специальных согласований путём внесения соответствующих изменений в Правила.
В оспариваемом письме комитета заявителю было разъяснено о необходимости внесения соответствующего изменения в Правила и предложено обратиться в управление архитектуры администрации Тамбовской области с заявлением о внесении указанных изменений.
Учитывая изложенное, автор жалобы полагает, что Сайкиной Л.Н. не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации г. Тамбова Кириленко Ф.Е., поддержавшего жалобу, представителя Сайкиной Л.Н. - Иванченко Р.Б., считавшего решение правильным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Решением Тамбовской городской Думы от 15 декабря 2011 г. " 472 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов (далее "Правила").
Статья 3 Правил предусматривает правовой статус и сферу действия Правил. Настоящие Правила действуют на всей территории городского округа и применяются наряду с нормативами и стандартами, иными обязательными требованиями, установленными уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, Тамбовской области, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья людей, надёжности сооружений, охраны памятников истории и культуры, окружающей природной среды, а также нормативными правовыми актами городского округа в части, не противоречащей настоящим Правилам (п.1).
Настоящие Правила вводят в городском округе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании(п.2).
Градостроительное зонирование предусматривает деление всей территории в границах городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков и предельным параметрам разрешённого строительства в границах этих территориальных зон.Правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими, регулирующими, контролирующими градостроительную деятельность на территории городского округа (п.4).
Как видно из материалов дела, Сайкина Л.Н. обратилась в администрацию города Тамбова с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка под сараем во дворе жилого дома по ***.
По результатам рассмотрения указанного заявления в предоставлении вышеназванной муниципальной услуги Сайкиной JI.H. отказано в связи с тем, что земельный участок находится в границах территориальной зоны многоэтажной жилой застройки Ж-1 согласно карте градостроительного зонирования территории городского округа город Тамбов, являющейся приложением к Правилам).
Согласно ст. 44 Правил в числе основных, вспомогательных, условно разрешённых видах использования недвижимости в границах территориальной зоны многоэтажной жилой застройки Ж-1 отсутствуют хозяйственный постройки - сарай.
В соответствии с пп. 3 пункта 11 статьи 5 Правил виды использования недвижимости отсутствующие в Правилах, являются запрещёнными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены без проведения процедуры специальных согласований путём внесения соответствующих изменений в Правила.
Таким образом, осуществляя рассмотрение заявления Сайкиной Л.Н. в пределах своей компетенции и административным регламентом
предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги "Предварительное согласование или отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов или государственная собственность на который не разграничена"
(утв. постановлением администрации города Тамбова от 12 мая 2015 г. N 3628).
Кроме того, статьей 8 Правил определены общие положения, относящиеся к ранее возникшим правам. Принятые до введения в действие настоящих Правил нормативные правовые акты городского округа по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам (п.1).
Разрешения на строительство, выданные физическим и юридическим лицам до вступления в силу настоящих Правил, являются действительными при условии, что срок их действия не истёк (п.2).
Настоящие Правила не распространяются на правоотношения по предоставлению земельных участков для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства, развитию застроенных территорий или комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства, возникшие до введения их в действие.
Принятые до вступления в силу настоящих Правил решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Указанные в настоящей части решения, а также выданные до вступления в силу настоящих Правил акты выбора земельных участков действуют в течение 3-х лет с момента их принятия (утверждения) (п.3).
Таким образом, довод Сайкиной Л.Н. со ссылкой на п.3 приведенной статьи о том, что действие данных Правил не распространяется на рассматриваемые правоотношения, поскольку сарай построен до введения в действие Правил, является основанием для предварительного согласования земельного участка под сараем, коллегия признает несостоятельным.
Из смысла данной правовой нормы следует, что Правила не распространяются на правоотношения по предоставлению земельных участков для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства, развитию застроенных территорий или комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства, возникшие до введения их в действие. То есть речь идет не о времени возведения строений (в том числе самовольных), а о правоотношениях по предоставлению земельных участков для данных целей.
Материалы дела не содержат сведений о наличии у Сайкиной Л.Н. документов, подтверждающих выделение ей земельных участков для строительства до вступления в силу Правил. Сведений о наличии принятых до вступления в силу настоящих Правил решений о предварительном согласовании места размещения объекта, также в материалах дела не имеется.
Право собственности на сарай у Сайкиной Л.Н. возникло на основании решения Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 марта 2015 года, согласно которому суд, удовлетворяя требования о признании права собственности истицы, исходил из статуса строения как самовольной постройки в соответствии со ст. 222 ГК РФ.
В изложенной ситуации у административного ответчика не имелось законных оснований для удовлетворения заявления Сайкиной Л.Н. о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка.
Рассматривая административные исковые требования Сайкиной Л.Н. об оспаривании отказа в предварительном согласовании земельного участка, по правилам административного судопроизводства, фактически рассмотрел спор о праве на Сайкиной Л.Н. на предварительное согласование земельного участка под сараем. При этом, признавая данный отказ не законным исходил из наличия права собственности у Сайкиной Л.Н. на сарай и неприменении к спорным правоотношениям Правил землепользования.
Поэтому судебная коллегия согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, определяющей вопросы, подлежащие выяснению судом по административным делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не находит оснований для признания незаконным отказа администрации г. Тамбова в предварительном согласовании Сайкиной Л.Н. земельного участка под сараем, по основаниям, изложенным выше.
Поэтому решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 03 июня 2016 года подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Сайкиной Л.Н. в удовлетворении ее административных исковых требований о признании незаконным отказа администрации г. Тамбова в предварительном согласовании Сайкиной Л.Н. земельного участка под сараем.
Руководствуясь ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 03 июня 2016 года отменить и вынести новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Сайкиной Л.Н. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.