Тамбовский областной суд
В составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,
при секретаре Орловой А.Д.,
с участием представителя административного истца по доверенности Сушковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Плахотниковой ФИО8 к Управлению Росреестра по Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, администрации Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Плахотникова Г.Б. обратилась в Тамбовский областной суд с административным иском к Управлению Росреестра по Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, администрации Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, указав в обоснование административного иска, что ей на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под нежилое здание лит. Д; площадью *** кв. м, местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А;
- земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под нежилые здания литер Ж, В для использования в производственных целях; площадью *** кв. м; местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А;
- земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под нежилое здание лит. К; площадью *** кв. м, местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А;
- земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под здание производственных мастерских лит. Л, Л1, Л2; площадью *** кв. м, местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А;
- земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под нежилое здание лит. Р; площадью *** кв. м, местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" по состоянию на 01.01.2014 года определена кадастровая стоимость ее земельных участков. Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков затрагивает ее права, административный истец обратилась в ООО "Бюро независимой профессиональной оценки "Эконометр", специалисты которого оценили рыночную стоимость земельных участков административного истца по состоянию на 01 января 2014 г., и обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ей земельных участков равной рыночной по состоянию на 01 января 2014 г. в размере, определенном независимым оценщиком.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сушкова Т.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания должным образом.
В своих письменных отзывах административные ответчики Управление Росреестра по Тамбовской области и администрация Тамбовской области, не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и определенные оценщиком размеры рыночной стоимости земельных участков, указали о том, что не осуществляли государственную кадастровую оценку, в связи с чем считают себя ненадлежащими ответчиками по делу и возражают против предъявленных к ним требованиям по процессуальным основаниям.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Плахотниковой Г.В. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под нежилое здание лит. Д; площадью *** кв. м, местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А;
- земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под нежилые здания литер Ж, В для использования в производственных целях; площадью *** кв. м; местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А;
- земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под нежилое здание лит. К; площадью *** кв. м, местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А;
- земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под здание производственных мастерских лит. Л, Л1, Л2; площадью *** кв. м, местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А;
- земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под нежилое здание лит. Р; площадью *** кв. м, местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как собственник земельных участков административный истец несет обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельных участков, следовательно, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ). На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. N 224-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" утверждена государственная кадастровая оценка земельных участков по состоянию на 01.01.2014 года в размере:
- земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.;
- земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.;
- земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.;
- земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.;
- земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 432/11 от 10 декабря 2015 г., составленный оценщиком ООО "Бюро независимой профессиональной оценки "Эконометр" Атамановым С.Н. - членом СРО РАО и положительное экспертное заключение СРО РАО на данный отчет, согласно которым рыночная стоимость земельных участков административного истца по состоянию на 01 января 2014 года составляет:
- земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.;
- земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.;
- земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.;
- земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.;
- земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.
25 декабря 2015 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области. Решением вышеназванной комиссии от 22 января 2016 года N 15 заявление административного истца было отклонено в связи с несоответствием оформления и содержания отчета об оценке требованиям действующего законодательства.
В связи с наличием недостатков отчета по ходатайству административного истца определением суда от 27 мая 2016 года по делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению судебного эксперта Полтораченко П.П. - сотрудника ООО "Тамбов-Альянс" за N 45кас-16 от 13 июля 2016 года, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 432/11 от 10 декабря 2015 г., составленный оценщиком ООО "Бюро независимой профессиональной оценки "Эконометр" Атамановым С.Н. - членом СРО РАО, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельных участков административного истца, определенная в этом отчете оценщиком, соответствует его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 года.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт, являющийся специалистом в области оценочной деятельности и имеющий длительный стаж оценочной и экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался, в том числе нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки, их количественные и качественные характеристики.
В экспертном заключении имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Экспертом при определении рыночной стоимости земельных участков применялся сравнительный подход, метод сравнения продаж, аналогичные подходу и методу, применяемых оценщиком при составлении отчета.
При этом экспертом учтены выявленные при составлении оценщиком отчета нарушения и подобраны объекты-аналоги, основные характеристики которых (местоположение, цена, имущественные права и правовой режим земельного участка) подтверждены и которые сопоставимы с объектами оценки.
По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки, в экспертном заключении имеются описание и расчет корректировок.
Выводы эксперта содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Возражений и допустимых доказательств, опровергающих выводы эксперта, суду не представлено. Правом ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы участвующие в деле лица не воспользовались.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
К числу таких доказательств в силу положений главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относится и заключение судебной экспертизы по делу, а также отчет об оценке.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность требований административного истца нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, административный иск подлежит удовлетворению.
Доводы Управления Росреестра по Тамбовской области о том, что оно являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку не имеет никакого отношения к государственной кадастровой оценке земельных участков административного истца, несостоятельны и противоречат положениям ст.24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; п. 1 и п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457; п. 1, п. 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28.10.2009 г. N 327; Приказов Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93, от 12.05.2015 г. N П/210; п.1, п.12 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011 г. N П/331; подп.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым названный государственный орган осуществляют функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу наряду с Администрацией Тамбовской области.
Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление было направлено в суд 19 апреля 2016 года после обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области 25 декабря 2015 г.
Таким образом, следует определить период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 01 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
На основании изложенного,
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Плахотниковой ФИО9, направленное в Тамбовский областной суд 19 апреля 2016 года после обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области 25 декабря 2015 г,, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под нежилое здание лит. Д; площадью *** кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на *** в размере *** руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под нежилые здания литер Ж, В для использования в производственных целях; площадью *** кв. м; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под нежилое здание лит. К; площадью *** кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под здание производственных мастерских лит. Л, Л1, Л2; площадью *** кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под нежилое здание лит. Р; площадью *** кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое строение. Почтовый адрес ориентира: ***А, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.
Период действия установленной кадастровой стоимости земельных участков определить с 01 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.Е.Гурулева
Решение суда в окончательной форме составлено 29 июля 2016 года.
Судья: Т.Е.Гурулева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.