Тамбовский областной суд
В составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,
при секретаре Орловой А.Д.,
с участием представителя административного истца по доверенности Черникова А.А., представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Тамбовской области Шелиховой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дудченко ФИО8 к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, администрации Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Дудченко Р.И. обратилась в Тамбовский областной суд с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка, указав в обоснование своих требований, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *** площадью 11713 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта, расположенный по адресу: Тамбовская область, город Уварово, мкр.Молодежный. Данный участок был образован 15 сентября 2015 г. путем разделения земельного участка с кадастровым номером *** на несколько других. При этом кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка была определена в размере *** руб. Как следует из отчета N 320 от 28.12.2015 г. сотрудником ООО "Капитал-Е" оценщиком Алаторцевым В.Н. - членом СРО АРМО, рыночная стоимость данного земельного участка на дату его образования 15 сентября 2015 г. составляет *** руб. На данный отчет имеется положительное экспертное заключение СРО АРМО от 18 января 2016 г. N Э-0005/16 г.
В связи с изменением 06 апреля 2016 года вида разрешенного использования земельного участка с "обслуживания автотранспорта" на "объекты гаражного назначения" была утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка в размере *** руб., которая действует по настоящее время.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 сентября 2015 г. в размере *** руб., определив период ее действия с 15 сентября 2015 года по 05 апреля 2016 года.
Определением суда от 18 мая 2016 года, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены администрация Тамбовской области и Управление Росреестра по Тамбовской области.
Определение суда от 03 августа 2016 года, вынесенным в протокольной форме, изменен процессуальный статус Управления Росреестра по Тамбовской области с административного ответчика на заинтересованное лицо.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Черников А.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тамбовской области по доверенности Шелихова Н.И. в судебном заседании оставила разрешение административного иска на усмотрение суда.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены должным образом.
С учетом положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В своих письменных отзывах Управление Росреестра по Тамбовской области и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и определенные оценщиком размеры рыночной стоимости земельных участков, указали о том, что не осуществляли государственную кадастровую оценку, в связи с чем, считают себя ненадлежащими ответчиками по делу и возражают против предъявленных к ним требованиям по процессуальным основаниям.
В письменном отзыве представитель администрации Тамбовской области указал, что считает требования не подлежащими удовлетворению, обратил внимание на существенное отклонение величины рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки, также полагает себя ненадлежащим ответчиком.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заинтересованного лица и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Дудченко Р.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *** площадью 11713 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта, расположенный по адресу: Тамбовская область, город Уварово, мкр.Молодежный. Данный участок был образован 15 сентября 2015 г. путем разделения земельного участка с кадастровым номером *** на несколько других. При этом кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка была определена в размере *** руб. с использованием удельного показателя *** руб., величина которого была утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 г. N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
В связи с изменением 06 апреля 2016 года вида разрешенного использования земельного участка с "обслуживания автотранспорта" на "объекты гаражного назначения" была утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка в размере 6 015 796,80 руб., которая действует по настоящее время.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права, кадастровой справкой, письменными пояснениями административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области.
Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Административный истец является собственником земельного участка, на которого в силу вышеуказанных норм права возложена обязанность уплачивать земельный налог. Размер земельного налога зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, а значит, административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (статья 24.15 вышеназванного Закона).
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец 22 января 2016 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости названных участков, представив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 320 от 28.12.2015 г., составленный оценщиком ООО "Капитал-Е" Алаторцевым В.Н. - членом НП СРО АРМО и положительное экспертное заключение НП СРО АРМО N Э-0005/16 от 18.01.2016 г. на данный отчет.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 87 от 17 февраля 2016 года заявление административного истца было отклонено по причине отличия рыночной стоимости от кадастровой стоимости более чем на 30% и несоответствия оформления и содержания отчетов об оценке требованиям ст.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Принимая во внимание указанные в решении Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости недостатки, по ходатайству административного истца определением суда от 22 июня 2016 года по делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта АНКО "Тамбовский ЦСЭ" Тарасова С.В., составленного под номером 1014/50 от 15 июня 2016 года, отчет N 320 от 28.12.2015 г., составленный оценщиком ООО "Капитал-Е" Алаторцевым В.Н. - членом НП СРО АРМО об определении рыночной стоимости земельного участка административного истца требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности соответствует. Рыночная стоимость земельного участка административного истца, определенная в этом отчете оценщиком соответствует рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 года.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт, являющийся специалистом в области оценочной деятельности и имеющий длительный стаж оценочной и экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался в том числе нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение и отчет об оценке содержат всю необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки, их количественные и качественные характеристики.
В экспертном заключении имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка применялся сравнительный подход, метод сравнения продаж, аналогичные подходу и методу, применяемых оценщиком при составлении отчета.
При этом экспертом учтены выявленные при составлении оценщиком отчета нарушения и подобраны объекты-аналоги, основные характеристики которых (местоположение, цена, имущественные права и правовой режим земельного участка) подтверждены и которые сопоставимы с объектами оценки.
По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки, в экспертном заключении имеются описание и расчет корректировок.
Выводы эксперта содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Допустимых доказательств, опровергающих выводы эксперта, суду не представлено. Несогласие заинтересованного лица администрации города Тамбова не подтверждено доказательствами. Правом ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы участвующие в деле лица не воспользовались.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
К числу таких доказательств в силу положений главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относится и заключение судебной экспертизы по делу.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность требований административного истца об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка равной рыночной нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, административный иск в этой части подлежит удовлетворению.
Доводы филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не имеет никакого отношения к государственной кадастровой оценке земельных участков административного истца, несостоятельны и противоречат положениям ст.24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; п. 1 и п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457; п. 1, п. 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28.10.2009 г. N 327; Приказов Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93, от 12.05.2015 г. N П/210; п.1, п.12 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011 г. N П/331; подп.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым названное учреждение осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу наряду с Администрацией Тамбовской области, утвердившей величину удельного показателя, использованного при установлении кадастровой стоимости.
Административный истец в административном исковом заявлении просит также определить период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 15 сентября 2015 г. по 06 апреля 2016 года.
Суд полагает, что административные исковые требования в этой части подлежат частичному удовлетворению, исходя при этом из следующего.
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области 22 января 2016 г. 06 апреля 2016 года было изменено разрешенное использование земельного участка, что повлекло изменение его кадастровой стоимости.
Таким образом, следует определить период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 01 января 2016 года до 05 апреля 2016 года включительно.
Административные исковые требования об определении периода действия установленной кадастровой стоимости с даты образования земельного участка, т.е. с 15 сентября 2015 г., удовлетворению не подлежат, так как административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в 2016 году, а значит, установленная кадастровая стоимость в силу вышеприведенным положений ст.24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" может применяться для предусмотренных законом целей, в том числе для целей налогообложения, только с 01 января 2016 года.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
На основании изложенного,
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Дудченко ФИО9, направленное в Тамбовский областной суд 21 апреля 2016 года после обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области 22 января 2016 г, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта; площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, мкрн Молодежный, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 15 сентября 2015 года в размере *** руб.
Период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка определить с 01 января 2016 года до 05 апреля 2016 года включительно.
В удовлетворении исковых требований об определении периода действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 15 сентября 2015 года отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.Е.Гурулева
Решение суда в окончательной форме составлено 04 августа 2016 года.
Судья : Т.Е.Гурулева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.