Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу защитника Зудина Р.В. - Абанкина А.А. на решение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 7 июля 2016 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) от 20 апреля 2016 г. генеральный директор Закрытого акционерного общества " ***" (далее - ***") Зудин Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за изменение условий контракта в части сроков выполнения работ, которое не предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решением судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 7 июля 2016 г. данное постановление должностного лица от 20 апреля 2016 г. оставлено без изменений.
В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, защитник Зудина Р.В. - Абанкин А.А., действующий по доверенности, просит принятые по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить как незаконные и необоснованные.
Автор жалобы указывает, что за месяц до окончания работ по контракту произошло существенное уменьшение бюджетных средств, выделенных для финансирования подрядных работ. Данные обстоятельства не зависели от воли сторон, не могли быть предусмотрены и предотвращены. В результате этого ЗАО " ***" лишалось значительной части выручки по контракту, которую организация планировала получить в 2015 г.
Данные обстоятельства были установлены и исследованы как Тамбовским УФАС России, так и судьёй районного суда, что отражено в указанных решениях.
Автор жалобы ссылается на то, что судья районного суда, необоснованно сославшись на ч. 2 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ и не применив подлежащие применению в данном случае специальные нормы - п. 6 ч. 1 и ч. 1.1. ст. 95 указанного Федерального закона, признал генерального директора ЗАО " ***" Зудина Р.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании её автором, выслушав представителя Тамбовского УФАС России Иванова В.В., считавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующему.
Статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) устанавливаются принципы контрактной системы в сфере закупок, которые основываются на открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечении конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулировании инноваций, единстве контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об отсутствии закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 данного Федерального закона.
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 3 декабря 2014 г. заказчик - администрация Лысогорского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области заключила муниципальный контракт N *** на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. *** с ЗАО " ***", в лице генерального директора Зудина Р.В. на сумму 17 889 280 рублей.
В соответствии со ст. 766 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из условий заключенного муниципального контракта является срок начала и окончания работ.
Данный контракт заключен на условиях, установленных документацией об аукционе, в том числе проектом контракта, и указанными обществом в заявке конкретными характеристиками товара, применяемого при выполнении работ по предмету контракта.
Материалами дела установлено, что работы по ремонту автомобильной дороги в установленный п. 3.2 муниципального контракта срок - 1 июля 2015 г. подрядчиком - ЗАО " ***" не были выполнены.
9 октября 2015 г. в адрес администрации Лысогорского сельсовета Тамбовского района подрядчиком - ЗАО " ***" было направлено письмо с предложением об изменении срока выполнения работ по контракту в порядке ст. 451 Гражданского кодекса РФ, ч. 1.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, поскольку после размещения извещения о проведении аукциона бюджетное финансирование рассматриваемой закупки было пересмотрено и на момент заключения дополнительного соглашения составляло: на 2015 г. - 8 564 500 рублей, на 2016 г. - 9 324 700 рублей. Вышеуказанное существенное изменение порядка финансирования контракта, имевшее место за месяц до окончания работ по контракту, явилось для ЗАО " ***" существенным изменением обстоятельств, т.к. Общество в значительной степени лишалось запланированных денежных поступлений за выполненные по контракту работы.
12 октября 2015 г. между администрацией Лысогорского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, в лице главы сельсовета Стрыгина М.М., и ЗАО " ***", в лице генерального директора Зудина Р.В. на основании п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ, ч. 1.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 5 Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 г., утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 198 (далее - Правила), заключено дополнительное соглашение N *** к муниципальному контракту N *** на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. ***, которым продлен срок исполнения контракта до 31 декабря 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Частью 1.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу указанного Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что изменение условий контракта, предусмотренных пунктом 1 Правил, оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки которого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса РФ.
При рассмотрении данного дела должностным лицом административного органа проанализированы все редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.06.2013 N 640 "Об утверждении государственной программы "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области на 2014-2020 гг.", действующие в период с даты опубликования извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения дополнительного соглашения N *** от 12 октября 2015 г.
Так, согласно "Перечню объектов по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования муниципального значения, капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов" раздела "Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений Тамбовской области на ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования на 2014 - 2017 годы" государственной программы "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области на 2014-2020 гг.", утвержденной постановлением администрации области от 20.06.2013 N 640, размеры сумм субсидий Лысогорскому сельсовету Тамбовского района на ремонт автомобильной дороги по ул. *** в период с даты размещения извещения о проведении аукциона (10 октября 2014 г.) до даты заключения дополнительного соглашения N *** к контракту (12 октября 2015 г.), менялись.
Вместе с тем указанные изменения бюджетного финансирования закупки в рассматриваемом случае не являются существенными изменениями обстоятельств, которые свидетельствуют о невозможности исполнения контракта и могли служить основанием для изменения условий контракта в части срока выполнения работ.
Согласно п. 3.2 муниципального контракта N *** сроки выполнения работ: со дня заключения муниципального контракта по 1 июля 2015 г., а в соответствии с п. 6.2 контракта срок оплаты работ - 31 декабря 2016 г. В указанной части изменения финансирования не было.
Подав заявку на участие в закупке и, заключив в последующем контракт по рассматриваемому предмету закупки, ЗАО " ***" дало согласие на выполнение всего объема работ в срок: с момента заключения контракта - 3 декабря 2014 г. по 1 июля 2015 г. и оплату выполненных работ до 31 декабря 2016 г.
С учетом изложенного, изменение бюджетного финансирования в вышеуказанном периоде не являлось в данном случае основанием для законного изменения сроков выполнения работ по ремонту автомобильной дороги в соответствии с ч. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ, ч. 1.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 5 вышеназванных Правил.
При таких обстоятельствах генеральный директор ЗАО " ***" Зудин Р.В. обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, поскольку он незаконно изменил условия контракта в части сроков выполнения работ.
Судья районного суда при пересмотре постановления Тамбовского УФАС России с учетом анализа подлежащих применению положений законодательства и установленных по делу обстоятельств обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица Зудина Р.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Доводы настоящей жалобы не опровергают установленные фактические обстоятельства по данному делу об административном правонарушении, основаны на неправильном толковании норм материального права.
При вынесении оспариваемых постановления и решения должностное лицо и судья районного суда приняли во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определили фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и указали обоснованную правовую мотивировку о виновности должностного лица Зудина Р.В. в совершении указанного административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 апреля 2016 г., решение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 7 июля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении генерального директора Закрытого акционерного общества " ***" Зудина Р.В. оставить без изменения, жалобу защитника Абанкина А.А. - без удовлетворения.
Судья В.В. Баранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.