Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Захаровой С.В.,
судей: Винокуровой Н.С., Будько Е.В.,
при секретаре Киселевой О.Р.,
с участием Лимина П.А., его представителя Анисимова Е.Б. (по заявлению),
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.В.
дело по апелляционной жалобе Лимина П.А. , возражениям на нее
на решение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 02 июня 2016 года по гражданскому делу
по иску Лимина П.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Лимин П.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области (далее - ГУ УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Исковые требования Лимина П.А. мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 пп.18 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. N в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж истца ответчиком не были включены периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности водителя 1 класса 171-ПЧ по охране "адрес" УГПС МЧС Нижегородской области в связи с отсутствием документов, необходимых для назначения досрочной пенсии и подтверждающих постоянную занятость на льготной работе с полным рабочем днем; с ДД.ММ.ГГГГ. - период работы в Комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, поскольку указанный Комитет не относится к ведомству МЧС России.
С данным решением Лимин П.А. не согласен по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на работу в Лукояновскую ППЧ - 10 водителем 1 класса.
14 ноября 1994 года Лукояновская ППЧ - 10 преобразована в ПЧ - 171.
01.01.2002 года Указом Президента РФ от 09 ноября 2001 года N 1309 государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
01 октября 2003 года Директивой Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 сентября 2003 года N 31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС РФ реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.
ПЧ - 171 по охране "адрес" передана в подчинение управления по делам ГОиЧС "адрес" главного управления Нижегородской области. 01 января 2005 года на основании Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 года N 487 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области.
С 01 января 2005 года в связи с ликвидацией Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям "адрес" ПЧ - 171 по охране "адрес" передана в подчинение Главного управления МЧС России по Нижегородской области.
Истец полагает, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время он работает в службе противопожарной охраны, что подтверждается записями, внесенными в его трудовую книжку серия АТ - VIII N за вышеуказанные годы.
В связи с изложенным Лимин П.А. просил суд включить в его специальный стаж период работы в должности водителя 1 класса 171-ПЧ по охране "адрес" УГПС МЧС Нижегородской области за ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя 1 класса 171-ПЧ по охране "адрес" ГУ МЧС России по Нижегородской области, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Лукояновского районного суда Нижегородской области от 02 июня 2016 года иск Лимина П.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворен частично.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области возложена обязанность включить Лимин П.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области в пользу Лимина П.А. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Лимина П.А. поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа во включении в специальный стаж периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя 1 класса 171-ПЧ по охране "адрес" ГУ МЧС России по Нижегородской области как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Полагает, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, проработавшие не менее 25 лет в должностях Государственной противопожарной службы без деления на сотрудников федерального органа исполнительной власти или органа субъекта.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ по Лукояновской району Нижегородской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с чч. 1,2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В силу принципа диспозитивности и вышеприведенных норм права, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность постановленного решения суда первой инстанции в обжалуемой истцом части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Лимин П.А. обратился в ГУ УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 пп.18 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. N в назначении досрочной страховой пенсии Лимину П.А. было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж истца ответчиком не были включены периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности водителя 1 класса 171-ПЧ по охране "адрес" УГПС МЧС Нижегородской области, в связи с отсутствием документов, необходимых для назначения досрочной пенсии и подтверждающих постоянную занятость на льготной работе с полным рабочем днем; с ДД.ММ.ГГГГ. - период работы в Комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, поскольку указанный Комитет не относится к ведомству МЧС России.
С данным решением Лимин П.А. не согласился, что и послужило основанием для обращения в суд с указанными исковыми требованиями.
Как указывалось выше, в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет решение суда только в оспариваемой истцом части.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя 1 класса 171-ПЧ по охране "адрес" ГУ МЧС России по Нижегородской области суд первой инстанции исходил из следующего.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности". Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы. Так, в силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ранее действовавшая норма - подп. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" предусматривала аналогичные положения.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из записей в трудовой книжке, Лимин П.А. был принят в Лукояновскую ППЧ-10 водителем 1 класса в порядке перевода с РПУ БОН по согласованию между руководителями предприятий;
ДД.ММ.ГГГГ Лукояновская ППЧ-10 преобразована в ПЧ - 171.
На основании Указа Президента РФ от 09 ноября 2001 года N1309 государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
ДД.ММ.ГГГГ Лимину П.А. присвоен 7 разряд ЕТС.
На основании Директивы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 сентября 2003 года N31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС РФ реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.
ДД.ММ.ГГГГ ПЧ - 171 по охране "адрес" передана в подчинение управления по делам ГО и ЧС "адрес" главного управления Нижегородской области.
01 января 2005 года на основании Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 года N487 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области.
01 января 2005 года в связи с ликвидацией Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям "адрес" ПЧ - 171 по охране "адрес" передана в подчинение Главного управления МЧС России по Нижегородской области (л.д.10-18).
Согласно справке уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе с полным рабочим днем N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГКУ "10 отряд федеральной противопожарной службы по Нижегородской области", Лимин П.А. работал в ФГКУ "10 отряд ФПС по Нижегородской области" в должности водителя 1 класса 171 - ПЧ по охране "адрес" ГУ МЧС России по Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004г. N779 утверждено Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и правительством Нижегородской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации последствий (л.д.90).
Согласно приказа N5 от 14.02.2005 года начальника Главного управления МЧС России по Нижегородской области 171 пожарная часть Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Лукояновского района с 01.01.2005 года была передана в подчинение Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, то есть вошла в состав противопожарной службы Нижегородской области и являлась обособленным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области (л.д.49).
Как следует из отзыва ГУ МЧС России по Нижегородской области на исковое заявление Лимина П.А., в связи с введением ФЗ от 22.08.2004г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ ... " Нижегородская область, являющаяся субъектом Российской Федерации, для выполнения своих полномочий в области пожарной безопасности должна была создать противопожарную службу субъекта Российской Федерации. Поскольку на территории субъекта на тот момент уже существовала достаточная численность Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительство Нижегородской области заключило Соглашение с МЧС России о передаче части своих полномочий по решению задач в области ГО, ЧС и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России - ГУ МЧС России по Нижегородской области. Выполнение Главным управлением МЧС России по Нижегородской области полномочий субъекта в области пожарной безопасности должно было финансироваться за счет средств субъекта. В связи с чем Правительством Нижегородской области и было создано юридическое лицо Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, через которое на протяжении 2005, 2006 годов Правительство Нижегородской области осуществляло финансирование пожарных частей Главного управления МЧС России по Нижегородской области (л.д.25-27).
Согласно Положения о Комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.11.2004г. N238, Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Нижегородской области, является иным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области гражданской обороны, защиты населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности (п.1.1). Комитет подчиняется Правительству Нижегородской области и ответственен перед ним за выполнение порученных задач. Положение о Комитете, структура Комитета, предельная численность работников Комитета и размер ассигнований на их содержание утверждаются Правительством Нижегородской области (п.1.4).В соответствии с основными задачами Комитет организует деятельность подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил на территории Нижегородской области (п.3.14); осуществляет в установленном порядке делопроизводство, архивное хранение документов и материалов (3.16); проводит аттестацию аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных, аварийно-спасательных формирований Нижегородской области (3.19); управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на гражданскую оборону, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, организует и проводит конкурсы по размещению заказов на закупку товаров, работ и услуг для нужд Нижегородской области, строительство (ремонт) объектов, необходимых для реализации полномочий (3.23).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что период службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подразделение, в котором он работал (ПЧ-171 ГУ МЧС России по Нижегородской области), находилось в ведении Комитета гражданской обороны и пожарной безопасности по Нижегородской области, следовательно, не являлось структурным подразделением Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца указанного периода его работы.
Этот вывод мотивирован, подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела и приведенными в решении суда. Оснований для признания вывода суда первой инстанции неправильным судебной коллегией не установлено.
Довод апелляционной жалобы Лимина П.А. о том, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, проработавшие не менее 25 лет в должностях Государственной противопожарной службы без деления на сотрудников федерального органа исполнительной власти или органа субъекта, поскольку функциональные обязанности федеральных сотрудников и сотрудников субъектов являются одинаковыми и разграничиваются только объемом работ, в зависимости от территориальности обслуживания, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный, по указанным выше основаниям.
Кроме того, отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, в свою очередь суд такими полномочиями не обладает. Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2011 г. N1172-О-О, а также с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2008 г. "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 февраля 2009 года N 552-О-О, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе заявителя, аналогичны позиции истца, занятой в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, которые уже были предметом исследования в суде первой инстанции, и которым дана надлежащая и правильная по существу оценка. Данные доводы не нуждаются в дополнительной проверке, правильности выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 02 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.