Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Захаровой С.В.,
Судей: Винокуровой Н.С., Будько Е.В.,
при секретаре: Киселевой О.Р.,
с участием представителя ответчика Назаренко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Будько Е.В.
дело по апелляционной жалобе Бондаренко В.И.
на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 22 марта 2016 года
по гражданскому делу по иску Бондаренко В.И. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Нижегородской области" о признании права на получение пенсии, отмене решения о приостановлении выплаты пенсии, обязании возобновить выплату,
УСТАНОВИЛА:
Бондаренко В.И. обратился в суд к ФКУ "Военный комиссариат Нижегородской области" о признании права на получение пенсии, отмене решения о приостановлении выплаты пенсии, обязании возобновить выплату.
В обосновании иска указал, что Бондаренко В.И. проходил службу в Вооруженных силах Министерства обороны Российской Федерации, был уволен в запас с правом на пенсию за выслугу лет ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ истцу пожизненно назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец проходит службу в таможенных органах. С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии Военным комиссариатом Нижегородской области была приостановлена. В дальнейшем выплата пенсии была возобновлена с выплатой образовавшейся задолженности. После чего пенсия выплачивалась регулярно до ДД.ММ.ГГГГ года включительно. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ ответчик прекратил выплату пенсии.
Истец указал, что приостановка выплаты пенсии не соответствует действующему законодательству.
С учетом изложенного, истец просил суд признать за ним право на получение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным и отменить решение ответчика о приостановлении с ДД.ММ.ГГГГ выплаты пенсии, обязать ответчика возобновить выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации выплат.
Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 22 марта 2016 года в удовлетворении исковых требований Бондаренко В.И. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Нижегородской области" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Бондаренко В.И. - Данько В.Е. просит отменить решение как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, выслуга лет является самостоятельным правом для назначения пенсии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, истец проходил службу в Вооруженных силах Министерства обороны РФ, был уволен в запас с правом на пенсию за выслугу лет.
С ДД.ММ.ГГГГ истцу пожизненно назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Материалами дела также установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец проходит службу в таможенных органах.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ ответчик приостановил выплату истцу пенсии.
Пенсионное обеспечение граждан РФ, проходивших военную службу в качестве офицеров, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, производится в настоящее время на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты.
В силу п. "а" ст. 13 Закона N 4468-1 ответчику назначена пенсия за выслугу лет, которая, как следует из ст. 2 Закона РФ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предоставляется в целях компенсации гражданам дохода, утраченного в связи с прекращением ими службы, при достижении установленной законом выслуги лет. В соответствии со ст. 6 ч. 1 Закона N 4468-1 лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
На основании ст. 13, ч. 1 ст. 14 и ст. 53 вышеуказанного Закона, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии.
В соответствии со ст. 6 ч. 2 Закона предусмотрено, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в таможенные органы, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов, также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет.Правовая норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет, в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы прокуратуры. Служба в таможенных органах согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (статья 1). Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, вышеназванный Федеральный закон и иные нормативные акты, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Определяя пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов, Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" отсылает к положениям Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в целом.
Устанавливая виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты, данный Закон в части 2 статьи 6 предусматривает, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 этого Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В Постановлении Конституционного Суда РФ отмечено, что предписания названных Федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются.
То обстоятельство, что после принятия этих Федеральных законов в рассматриваемый Закон не внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его ст. 6 отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры.
5 ноября 2015 года Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении N 2500-О-Р в п. 2.3 указал, что из пунктов 4 и 5 мотивировочной части Постановления от 18.03.2004 г. N 6-П прямо следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, приостанавливается.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и принимая во внимание приведенное законодательство и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем правомерно отказал Бондаренко В.И. в иске.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене решения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 22 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.