Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кузиной Т.А.,
судей: Крайневой Н.А., Мироновой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабиной Т.В.,
с участием прокурора - Абакарова М.А., истца Веселова Н.Б., представителя Министерства финансов РФ - С.А.Н., представителя ГУ МВД России по Нижегородской области - С.В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крайневой Н.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Веселова Н.Б.
на решение Уренского районного суда Нижегородской области от 16 мая 2016 года
по иску Веселова Н.Б. к Министерству финансов РФ о взыскании страховой задолженности,
УСТАНОВИЛА:
Веселов Н.Б. обратился в суд с иском к Министерству Финансов РФ о взыскании суммы страхового возмещения, указывая, что он проходил службу в органах внутренних дел, 29.08.2011г. уволен из органов внутренних дел с должности начальника отделения участковых уполномоченных в звании майор милиции по пункту "Ж" ст. 58 "Положения о службе в органах внутренних дел" (по болезни). 06 июня 2012 г. ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы" ему установлена группа инвалидности.
В связи с установлением инвалидности в июне 2012 года пакет документов для выплаты страховой суммы на его имя был направлен в ОАО СК "Ростра", которое решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 июня 2012 г. признано несостоятельным (банкротом). Страховое возмещение истцу страховой компанией выплачено не было.
Принимая во внимание, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении службы, истец полагал, что осуществление бюджетного финансирования обязательного страхования и дальнейшее заключение договора обязательного страхования полностью не прекращает обязательства государства по возмещению вреда здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц. Поскольку законом не установлен порядок осуществления соответствующей гарантии в том случае, если страхования компания, в которой были застрахованы жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц, была ликвидирована до полного исполнения обязательств по заключенному с ней государственному контракту, к правоотношению сторон должны по аналогии применяться правила Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" о капитализации платежей в возмещение вреда жизни и здоровью. С согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации.
На основании изложенного истец просил суд взыскать с Министерства Финансов РФ в его пользу не оплаченную страховую сумму в размере *** рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена Федеральная налоговая служба РФ и в качестве третьего лица ГУ МВД России по Нижегородской области (л.д.34).
Решением Уренского районного суда Нижегородской области от 16 мая 2016 года Веселову Н.Б. в иске к Министерству финансов РФ и Федеральной налоговой службе РФ о взыскании страховой задолженности отказано.
В апелляционной жалобе Веселовым Н.Б. поставлен вопрос об отмене решения суда, поскольку, как указывает заявитель, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. Веселов Н.Б. полагает, что имелись основания для применения к правоотношению сторон по аналогии положений статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" об ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью, в связи с ликвидацией юридического лица. Указывает, что, направляя документы в СК "Ростра" и Арбитражный суд он дал свое согласие на переход права требования к должнику в сумме капитализированных платежей к Российской Федерации, как того требуют указанные нормы права.
В суде апелляционной инстанции Веселов Н.Б. поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Министерства финансов РФ и ГУ МВД России по Нижегородской области полагали решение суда законным и обоснованным. В заключении прокурор указал на отсутствие оснований для отмены решения суда.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Веселов Н.Б. проходил службу в органах внутренних дел. На основании приказа ГУВД МВД России по Нижегородской области от 29.08.2011 г. N 1243 л/с (в редакции приказа ГУВД МВД России по Нижегородской области от 04.06.2012 г. N 1078 л/с) он был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту "ж" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (по болезни).
06.06.2012 г., то есть до истечения одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел, Веселову Н.Б. была установлена II группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы, что подтверждается справкой от 06.06.2012 г. серии МСЭ-2011 N 4719292 федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области".
В период прохождения службы жизнь и здоровье Веселова Н.Б. были застрахованы в соответствии с государственным контрактом обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава ГУВД МВД России по Нижегородской области, заключенным 31 января 2011 г. между ГУВД МВД России по Нижегородской области и ОАО "СК "Ростра". Страховщик принял на себя обязательства по страхованию жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава ГУВД МВД России по Нижегородской области с 1.01.2011 г. по 31.12.2011 г.
Решением Уренского районного суда Нижегородской области от 14.04.2014 года с ОАО Страховая компания "Ростра" в пользу Веселова Н.Б. взыскана страховая сумма в размере *** рублей.
Также судом установлено, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 июня 2012 г. ОАО "СК "Ростра" было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его было открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда г. Москвы от 16 июня 2014 г. конкурсное производство в отношении ОАО "СК "Ростра" завершено, общество ликвидировано.
В связи с указанными обстоятельствами Веселову Н.Б. не было выплачено предусмотренное частью 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ) страховое возмещение в связи с наступлением страхового случая - установлением до истечения одного года после увольнения со службы группы инвалидности.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Веселова Н.Б. о взыскании страховой суммы в возмещение вреда здоровью с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права к спорным отношениям в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регламентированы Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей на время возникновения спорных отношений) жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел является МВД России (пункт 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248).
Одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов (статья 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Ответственность страхователя за ненадлежащее исполнение обязанности по обязательному государственному страхованию наступает в случае, если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение застрахованного лица (выгодоприобретателя) по сравнению с условиями, определенными данным Федеральным законом, при наступлении страхового случая он несет ответственность перед застрахованным лицом (выгодоприобретателем) на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что в рамках отношений, возникающих в связи с обязательным государственным страхованием жизни, здоровья и имущества государственных служащих, обязанностью государства является выделение из бюджета средств на эти цели министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). На страхователей возлагается обязанность осуществить обязательное государственное страхование путем заключения договоров страхования со страховщиками (страховыми организациями). При этом объектом страхования является жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц. Отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц не являются отношениями, вытекающими из обязательств причинения вреда. Они регулируются специальным законом - Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, которым не предусмотрена ответственность государства в случае невыплаты страхового возмещения вследствие банкротства страховщика.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на возможное применении в данном случае по аналогии закона положений статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующих выплату капитализированных повременных платежей при ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, судебная коллегия полагает не состоятельными, поскольку аналогия закона в соответствии с п.1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется только в том случае, если отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай. Как указано выше, правоотношения сторон урегулированы специальными нормами, которыми регламентирована ответственность в случае не выплаты страхового возмещения.
Поскольку государство исполнило свою обязанность по бюджетному финансированию обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава ГУВД МВД России по Нижегородской области, а уполномоченный орган исполнительной власти ГУВД МВД России по Нижегородской области заключил со страховой организацией ОАО "СК "Ростра" государственный контракт об обязательном страховании жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава ГУВД МВД России по Нижегородской области, страховое возмещение Веселову Н.Б. не было выплачено по причине банкротства и ликвидации страховщика, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел законных оснований для удовлетворения исковых требований Веселова Н.Б. о взыскании страховой суммы в возмещение вреда здоровью с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что по существу спор между сторонами разрешен верно, предусмотренных законом условий для взыскания с Министерства финансов Российской Федерации страхового возмещения в пользу Веселова Н.Б. не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, решение постановлено в соответствии с требованиями материального и процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уренского районного суда Нижегородской области от 16 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Веселова Н.Б. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.