Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.
судей Бушминой А.Е., Сорокина М.С.,
при секретаре судебного заседания Евсееве А.А.,
с участием представителя административного истца Войсковой части 3424 Карпова А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бушминой А.Е. в порядке апелляционного производства
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 13 мая 2016 года по административному делу по административному иску войсковой части 3424 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, начальнику Межмуниципального отдела по г. Дзержинску и Володарскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Боляевой Е.А. о признании незаконным отказа в предоставлении выписки,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Войсковая часть 3424 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра по Нижегородской области), начальнику Межмуниципального отдела по г. Дзержинску и Володарскому району Управления Росреестра по Нижегородской области Боляевой Е.А. о признании незаконным отказа в предоставлении выписки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 06 ноября 2015 года обратился в Межмуниципальный отдел по городу Дзержинск и Володарскому району Управления Росреестра по Нижегородской области с запросом о предоставлении сведений о правах ФИО1 на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости имущества на территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ начальник Межмуниципального отдела по городу Дзержинск и Володарскому району Управления Росреестра по Нижегородской области Боляева Е.А. направила административному истцу сообщение об отказе N, которым в предоставлении затребованных сведений было отказано.
Административный истец с отказом не согласен, поскольку войсковая часть 3424 в соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" входит в состав внутренних войск МИД России. Воинские части внутренних войск фактически выполняют функции органа государственной власти, которые в соответствии с ч.1 ст.15 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гарантируют военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение, действующее законодательство, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жилыми помещениями, возлагает на государство в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, обязанность по учету нуждающихся в жилье военнослужащих в соответствии с требованиями, в том числе и жилищного законодательства.
Административный истец считает, что для обоснованного принятия Казелина Р.В. на учет Войсковой части 3424 нуждающихся в жилых помещениях необходима выписка из ЕГРП о правах на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости имущества на территории Российской Федерации, в связи с чем, сведения о правах на имеющиеся или имевшиеся у военнослужащих объектов недвижимости необходимы войсковой части 3424 для реализации своих полномочий в жилищной сфере.
Административный истец просил суд признать незаконными отказ административного ответчика в предоставлении административному истцу выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Казелина Р.В. на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости имущества на территории Российской Федерации и обязать административного ответчика предоставить административному истцу выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Казелина Р.В. на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости имущества на территории Российской Федерации.
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 13 мая 2016 года постановлено: Административные исковые требования Войсковой части 3424 в лице командира в/ч 3424 к Управлению Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, начальнику Межмуниципального отдела по г. Дзержинск и Володарскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Боляевой Е.А. Е.А о признании незаконным отказа в предоставлении выписки - удовлетворить частично. Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Казелина Романа Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации. Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области повторно рассмотреть заявление Войсковой части 3424 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении обобщенных сведений о правах Казелина Романа Владимировича на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Войсковой части 3424 в лице командира в/ч 3424 - отказать.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Нижегородской области просило решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от 13 мая 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Войсковая часть 3424 предоставила возражения на апелляционную жалобу, в которых просила решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного истца войсковой части 3424 ФИО8 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд не является преградой для рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п.1, п.2 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Выписка из Единого государственного реестра прав должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, отметки о возражении в отношении зарегистрированного права на него, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Выписка из Единого государственного реестра прав, предоставляемая по запросу органа государственной власти или органа местного самоуправления (государственного или муниципального учреждения, действующего по поручению таких органов), направленному в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях выявления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, наряду со сведениями, указанными в абзаце третьем настоящего пункта, должна содержать сведения об адресе места жительства гражданина, являющегося правообладателем такого недвижимого имущества.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случае, если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.
Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно п.3 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости предоставляются руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченным решениями руководителей данных органов, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов или фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг.
В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в соответствии с законами Российской Федерации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; иных определенных федеральными законами органов и организаций.
Из материалов дела следует, что подполковник Казелин Р.В. проходит военную службу по контракту в войсковой части 3424 с 08.10.2014 года. При прохождении службы подполковник Казелин Р.В. обратился в войсковую часть 3424 с рапортом о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, при этом не представил выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о его правах на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости на территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Войсковая часть 3424 со ссылкой на ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации обратилась к руководству Межмуниципального отдела по городу Дзержинск и Володарскому району Управления Росреестра по Нижегородской области с запросом о предоставлении сведений о правах Казелина Р.В. на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ начальник Межмуниципального отдела по городу Дзержинск и Володарскому району Управления Росреестра по Нижегородской области Боляева Е.А. направила административному истцу сообщение об отказе N, которым в предоставлении затребованных сведений было отказано, поскольку войсковая части 3424 не относиться к органам, которым по запросу предоставляются сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости.
Удовлетворяя частично заявленные требования и признавая незаконным решение Управления Росреестра по Нижегородской области от 20.11.2015 года N 52/111/003/2015-1515 об отказе в предоставлении выписки из ЕГРП о правах Казелина Р.В. на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации и возлагая обязанности на Управление Росреестра по Нижегородской области повторно рассмотреть заявление войсковой части 3424 от 06 ноября 2015 года о предоставлении обобщенных сведений о правах Казелина Р.В. на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации с 01.01.1998 года, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством на войсковую часть 3424 как на орган исполнительной власти прямо возложена обязанность по осуществлению принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, проходящих военную службу в указанном органе, по ведению жилищного учета, а также по проверке сведений, послуживших основанием для признания упомянутых военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях. В связи с этим, как указал суд первой инстанции, в рамках осуществления деятельности по принятию граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях войсковая часть 3424 наделена правом на получение выписки из ЕГРП, содержащей сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что запрошенные заявителем сведения не относятся к его установленной сфере деятельности - основанным на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, указано также в ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
В п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Этой же статьей определен порядок реализации права на жилище военнослужащих.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, п.1 которых предусмотрено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
В соответствии с п.8, п.18 указанных Правил уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей, осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что действующее законодательство, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жилыми помещениями, возлагает на государство в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обязанность по учету нуждающихся в жилье военнослужащих в соответствии с требованиями, в том числе и жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" войсковые части не являются территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, в связи, с чем на войсковые части не может быть возложена обязанность, направленная на выполнение функций жилищных комиссий по получению сведений, доступ к которым ограничен, судебная коллегия отклоняет, поскольку выполнение жилищной комиссией административного истца функции по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения предполагает наличие у них права самостоятельно запрашивать документы, необходимые для реализации мер социальной защиты военнослужащих в сфере жилищных отношений, в том числе и выписки из ЕГРП.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что запрошенные войсковой частью 3424 у административного ответчика сведения были необходимы ему именно для осуществления полномочий войсковой части 3424 в той сфере деятельности, которая направлена на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах отказ Управления Росреестра по Нижегородской области административному истцу в предоставлении обобщенных сведений по мотиву того, что они не являются необходимыми для осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, как обоснованно установилсуд первой инстанции, является незаконным.
Кроме того, отказав в предоставлении запрашиваемых сведений, Управление Росреестра Нижегородской области создало препятствия уполномоченному органу - административному истцу в выполнении возложенных на него законодателем функций в установленной сфере деятельности.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 13 мая 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.