Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Аврамовой Н.В., Артамоновой С.Я.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 15 июня 2016 г. гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации города Кургана о возложении обязанности устранить нарушение норм санитарного законодательства, организовать работы по очистке территории от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 4 февраля 2016 г., которым постановлено:
"Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации города Кургана о возложении обязанности по организации работ по ликвидации скопления бытовых отходов удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана организовать работы по очистке территории, расположенной за жилыми домами "адрес", от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Администрации города Кургана Борисовой Ю.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области Кузнецовой И.С., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Курганской области) обратилось в Курганский городской суд Курганской области с иском к Администрации города Кургана о возложении обязанности по устранению нарушения норм санитарного законодательства.
В обоснование указало, что Управлением Роспотребнадзорапо Курганской области проведена проверка исполнения требований санитарного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории "адрес" расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора. Земельный участок, на котором располагается свалка, находится на землях общего пользования, расположен в границах муниципального образования город Курган, правообладателей данного земельного участка, равно как и лиц, способствующих организации свалки, в рамках проверки не установлено.
Ссылаясь на нормы СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", истец просил возложить на Администрацию города Кургана обязанность устранить нарушения норм санитарного законодательства - организовать работы по очистке территории у зданий "адрес" от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по "адрес" не участвовал.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Борисова Ю.С. иск не признала, полагала его необоснованным.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований по предмету иска МКУ города Кургана "Жилищная политика" будучи надлежаще извещенным, в судебном заседании также не участвовал.
Курганским городским судом Курганской области 4 февраля 2016 г. постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Администрация города Кургана, считая его незаконным.
Настаивает, что судом при вынесении решения, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права, обстоятельства, установленные судом, не подтверждены доказательствами по делу.
Вывод суда о том, что Администрация города Кургана обязана на территории муниципального образования непосредственно участвовать в организации сбора и вывоза мусора и контролировать данный процесс, считает незаконным, так как термин "непосредственное участие" законодательно не закреплен.
Возложение на орган местного самоуправления обязанности по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки считает необоснованным и противоречащим нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Из данных правовых актов следует, что до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение землями государственной собственности осуществляют органы местного самоуправления. При этом правомочие распоряжения означает определение юридической судьбы имущества, но не предусматривает организацию сбора и вывоза бытовых отходов с таких территорий.
Настаивает, что в силу пункта 3 статьи 8, пункта 1 статьи 24.6, пункта 6 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору и утилизации бытовых отходов на территориях соответствующих городских округов. Данная деятельность на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на сбор и вывоз отходов, устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации. В связи с этим полагает, что нарушение норм санитарного законодательства вызвано бездействием субъекта Российской Федерации.
Отмечает, что в статью 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" были внесены изменения, согласно которым, к вопросам местного значения городских поселений отнесено участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях городских поселений. В связи с этим, суд неверно применил пункт 24 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указав, что Администрация города Кургана не выполняет возложенные на неё полномочия по организации сбора и вывоза отходов. По смыслу закона, в настоящее время Администрация органа местного самоуправления лишь участвует в данной деятельности, и данное участие выражается в создании условий для утилизации, обезвреживания и захоронения бытовых отходов. Для этой цели, Администрацией города Кургана учреждено МУП города Кургана "Шуховский полигон", находящийся в муниципальной собственности.
Ссылку суда первой инстанции на пункт 1.29 Устава города Кургана, Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов в городе Кургане считает несостоятельной и полагает, что при разрешении спорного вопроса следует руководствоваться нормами федеральных законов, так как местные нормативно-правовые акты могут им противоречить.
Настаивает, что Администрации города Кургана не переданы полномочия по выплате денежных средств за выполнение работ по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов, в связи с чем, данные обязательства являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Отмечает также, что система действующего законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами возлагает на граждан и хозяйствующих субъектов обязанность выполнять требования санитарного законодательства, том числе - в области обращения с отходами. В связи с этим считает, что возлагать обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления возможно лишь в том случае, если данные свалки явились следствием их деятельности. Однако, такие доказательства в материалы дела не представлены.
Просит решение Курганского городского суда Курганской области от 4 февраля 2016 г. отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель МКУ города Кургана "Жилищная политика" извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда приходит к следующим выводам.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации провозглашено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Данное право также закреплено в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2015 г.) "Об охране окружающей среды", статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (в редакции от 28 ноября 2015 г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Курганской области установлено, что на территории "адрес" расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора.
Факт нахождения данной свалки на указанной территории не оспаривался представителем Администрации города Кургана в судебном заседании и подтверждается представленными в материалы доказательствами: экспертной оценкой объекта от 12 июня 2015 г. N, составленной ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области", выкопировкой плана жилой застройки.
Судом установлено, что земельный участок, на котором располагается несанкционированная свалка, находится на землях общего пользования в границах муниципального образования город Курган
Правообладателей земельного участка, на котором размещается данная свалка, равно как и лиц, способствующих ее организации, Управлением Роспотребнадзора по Курганской области не было установлено.
Согласно информации, представленной МКУ города Кургана "Жилищная политика", жильцами многоквартирных домов "адрес" способ управления домами не избран (л.д. 94).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, возложив на Администрацию города Кургана обязанность устранить нарушения норм санитарного законодательства путем организации работ по очистке территории от несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
Судебная коллегия находит выводы суда обоснованными, не усматривая оснований для иной оценки доказательств по делу.
Нормами статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2).
Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.
Пунктами 1.2, 2.1.1 СанПиН 42-168-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1).
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности пункт 3 данной статьи относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) "Об отходах производства и потребления" также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
В соответствии с Уставом, утвержденным решением Курганской городской Думы от 28 февраля 2005 г. N 38 и от 23 июня 2005 г. N 155, муниципальное образование город Курган является городским округом, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных вопросов местного значения городского округа.
В статьях 5 и 37 Устава муниципального образования (в редакции решения Курганской городской Думы от 24 июня 2015 г. N 92) в пунктах 1.29. и 1.32. относят к вопросам местного значения города Кургана и полномочиям Администрации города Кургана участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В прежней редакции приведенных статей, Устав города Кургана также предусматривал отнесение к вопросам местного значения города Кургана и полномочиям Администрации города Кургана осуществление деятельности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В статье 3 Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане, утвержденного решением Курганской городской Думы от 26 июня 2013 г., N 105 также относит к полномочиям Администрации города Кургана организацию сбора, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в городе Кургане; определение уполномоченного органа Администрации города Кургана по организации работ по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории города; разработку, утверждение и реализацию целевых программ в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане; организацию выполнения комплексных мер по обустройству мест сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (в том числе создание условий для привлечения инвестиций в данную сферу деятельности); организацию мероприятий по охране окружающей среды в местах сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Проанализировав приведенные правовые нормы применительно к установленным обстоятельствам дела, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на Администрацию города Кургана обязанности по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном в границах муниципального городского округа и не имеющем правообладателей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления городского округа до разграничения государственной собственности на землю осуществляют лишь правомочия распоряжения земельными участками, не имеющими правообладателей, что предполагает определение юридической судьбы земельных участков, а не очистку их от мусора и отходов, не могут быть признаны состоятельными.
Также несостоятельны и доводы апелляционной жалобы о том, что в силу действующего законодательства органы местного самоуправления городского округа лишь участвуют в деятельности по ликвидации скоплений отходов, а не занимаются её непосредственной организацией, так как эта обязанность возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу приведенного выше действующего правового регулирования, органы местного самоуправления городского округа имеют обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
Независимо от формы собственности на землю организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка бытовых отходов на территории муниципального образования, является исключительной компетенцией органа местного самоуправления городского округа.
Обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на земельных участках, расположенных на территории муниципального образования, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом на ответчика не возложена.
Кроме того, органы местного самоуправления городского округа в целях надлежащего исполнения возложенных на них законом обязанностей должны осуществлять соответствующее взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации работ по очистке городской территории от несанкционированных свалок мусора. Между тем, доказательств того, что такие меры предпринимались, Администрацией города Кургана в материалы дела не представлено.
Возможная несогласованность во взаимоотношениях органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления городского округа не может быть основанием для умаления прав граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что оспариваемое судебное решение является правомерным и закону не противоречит.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 320.1, пунктом 1 абзаца 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 4 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.