Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Артамоновой С.Я., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания С.Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 4 августа 2016 года гражданское дело по иску С.Т.Ю. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении досрочной страховой пенсии
по апелляционной жалобе государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 5 мая 2016 года, которым постановлено:
"Иск С.Т.Ю. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области включить С.Т.Ю. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периоды работы: с 01.07.1989 по 31.08.1989, с 04.03.1991 по 20.10.1991 в должности медицинской сестры операционного блока ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А. Илизарова", с 21.10.1991 по 30.09.1993 в должности медицинской сестры по аппаратам отделения патологии тазобедренного сустава у взрослых и детей ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А. Илизарова", с 01.10.1993 по 23.02.1994 в должности медицинской сестры по аппаратам в отделении по лечению патологии суставов у детей и взрослых ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А. Илизарова", с 18.03.1997 по 31.10.1998 в должности палатной медсестры отделения по лечению патологии суставов у детей и взрослых ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А. Илизарова", с 01.11.1998 по 31.10.1999 в должности палатной медсестры отделения патологии крупных суставов ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А. Илизарова"; с 08.08.1988 по 08.10.1988 - военные сборы; с 24.02.1994 по 01.08.1994 - отпуск по беременности и родам; в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.10.2005 по 09.11.2005, с 05.04.2010 по 23.04.2010, с 10.03.2015 по 10.04.2015.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области включить С.Т.Ю. в общий трудовой (страховой) стаж период работы в должности стажера по должности медицинской сестры областной туберкулезной больницы ИК-1 УИН Минюста России по Курганской области с 25.03.2003 по 24.06.2003.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области в пользу С.Т.Ю. расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " руб.".
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г. об обстоятельствах дела, представителя ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области Б.Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца С.Т.Ю., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Т.Ю. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (далее ГУ УПФ Российской Федерации в г. Кургане) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование иска указала, что решением ответчика от " ... " ей отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 25.03.2003 по 24.06.2003 медсестрой. В периоды работы в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Российский научный центр "восстановительная травматология и ортопедия" имени академика Г.А. Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее ФГБУ "РНЦ "ВТО им. академика Г.А. Илизарова") работала в отделениях хирургического профиля, принимала участие в хирургическом лечении пациентов. В периоды курсов повышения квалификации сохранялась средняя заработная плата, производились страховые отчисления. С учетом изменений и дополнений, просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периоды работы в ФГБУ "РНЦ "ВТО им. академика Г.А. Илизарова" Минздрава России, с 01.07.1989 по 31.08.1989, с 04.03.1991 по 20.10.1991, с 21.10.1991 по 30.09.1993, с 01.10.1993 по 23.02.1994, с 18.03.1997 по 31.10.1998, с 01.11.1998 по 31.10.1999; с 05.08.1986 по 07.08.1988, с 09.10.1988 по 30.06.1989, с 01.09.1989 по 03.09.1991, с 08.08.1988 по 08.10.1988 - военные сборы; с 24.02.1994 по 01.08.1994 - отпуск по беременности и родам; в календарном исчислении период работы в должности стажера по должности медицинской сестры областной туберкулезной больницы ИК-1 УИН Минюста России по Курганской области с 25.03.2003 по 24.06.2003 (в общий страховой стаж и в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии); периоды курсов повышения квалификации с 19.10.2005 по 09.11.2005, с 05.04.2010 по 23.04.2010, с 10.03.2015 по 10.04.2015.
В судебном заседании истец С.Т.Ю. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ УПФ Российской Федерации в г. Кургане Б.Е.В. исковые требования не признала, дала пояснения согласно отзыву на иск, считала решение об отказе истцу в установлении пенсии законным и обоснованным, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области) Т.Е.В. в судебном заседании разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Представители третьих лиц ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. академика Г.А. Илизарова", государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" (далее ГБУ "Курганская областная клиническая больница") в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, с которым не согласился ответчик ГУ УПФ Российской Федерации в г. Кургане.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ Российской Федерации в г. Кургане просит отменить решение суда в части возложения обязанности включить С.Т.Ю. период прохождения военных сборов с 08.08.1988 по 08.10.1988 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в данной части. В обоснование жалобы указывает, что правовая природа военных сборов
отличается от других отвлечений от основной работы. Ссылаясь на положения Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", позицию Конституционного Суда Российской Федерации, указывает, что период прохождения военных сборов не может быть зачтен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Отмечает, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Пунктом 2 данного постановления предусматривалось, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов. При этом, указанное постановление не предусматривало льготного исчисления периодов прохождения службы при включении в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, даже в том случае, если в период прохождения службы имело место выполнение хирургической деятельности. Периоды прохождения службы по специальности в соответствии с указанным нормативным актом могли быть зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, только в календарном порядке. Настаивает, что оснований для включения периода прохождения военных сборов с 08.08.1988 по 08.10.1988 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, у суда не имелось.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ УПФ Российской Федерации в г. Кургане Б.Е.В. на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Истец С.Т.Ю. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Представитель третьего лица ФГБУ "РНЦ "ВТО им. академика Г.А. Илизарова" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия, оставив разрешение спора на усмотрение суда.
Представители третьих лиц ГБУ "Курганская областная клиническая больница", ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации).
Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению в части.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Переходными положениями ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" постановлена величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30.
Пунктом 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "н" п. 1 указанного постановления, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Также п. 3 указанного выше постановления определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы ... , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516; Правил исчисления периодов работы ... , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" п. 1 настоящего постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992;
Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" и от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.
Судом первой инстанции исковые требования С.Т.Ю. удовлетворены в части, на ответчика возложена обязанность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии истцу в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периодов работы: с 01.07.1989 по 31.08.1989, с 04.03.1991 по 20.10.1991 в должности медицинской сестры операционного блока ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. академика Г.А. Илизарова", с 21.10.1991 по 30.09.1993 в должности медицинской сестры по аппаратам отделения патологии тазобедренного сустава у взрослых и детей ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. академика Г.А. Илизарова", с 01.10.1993 по 23.02.1994 в должности медицинской сестры по аппаратам в отделении по лечению патологии суставов у детей и взрослых ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. академика Г.А. Илизарова", с 18.03.1997 по 31.10.1998 в должности палатной медсестры отделения по лечению патологии суставов у детей и взрослых ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. академика Г.А. Илизарова", с 01.11.1998 по 31.10.1999 в должности палатной медсестры отделения патологии крупных суставов ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. академика Г.А. Илизарова"; с 08.08.1988 по 08.10.1988 - военные сборы; с 24.02.1994 по 01.08.1994 - отпуск по беременности и родам; в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.10.2005 по 09.11.2005, с 05.04.2010 по 23.04.2010, с 10.03.2015 по 10.04.2015, в общий трудовой (страховой) стаж период работы в должности стажера по должности медицинской сестры областной туберкулезной больницы ИК-1 УИН Минюста России по Курганской области с 25.03.2003 по 24.06.2003, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Удовлетворяя требование истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, спорного периода прохождения военных сборов с 08.08.1988 по 08.10.1988 в льготном порядке исчисления стажа 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, суд первой инстанции исходил из того, что периоды нахождения истца на военных сборах по линии военкомата с 08.08.1988 по 08.10.1988 относится к периодам деятельности до 01.01.2002, то есть, до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения. Распространил на период прохождения истцом военных сборов п. 34 гл. 5 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26.06.1993 N 605, действующим до 09.06.2006, согласно которому на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны. Кроме того, пришел к выводу, что период учебных сборов является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и поскольку период нахождения на учебных сборах приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направляется на данные сборы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. И поскольку период работы истца с 05.08.1986 по 07.08.1988, с 09.10.1988 по 30.06.1989 включен в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении, период с 08.08.1988 по 08.10.1988 также подлежит включению в стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о зачете данного периода в соответствующий стаж в льготном исчислении.
Из материалов дела следует, что 30.06.2015 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ГУ УПФ Российской Федерации в г. Кургане от " ... " N во изменение решения от " ... " N в установлении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ - 30 лет.
Указанным решением было отказано во включении в общий трудовой (страховой) стаж и в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в календарном исчислении периода с 25.03.2003 по 24.06.2003; в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) следующих периодов: с 04.03.1991 по 20.10.1991, с 21.10.1991 по 30.09.1993; с 01.10.1993 по 23.02.1994, с 18.03.1997 по 31.10.1998; с 01.11.1998 по 31.10.1999; с 01.11.1999 по 31.12.1999; с 01.01.2000 по 25.10.2000; с 24.02.1994 по 01.08.1994; с 19.10.2005 по 09.11.2005, с 05.04.2010 по 23.04.2010, с 10.03.2015 по 10.04.2015.
Оценку перечисленным выше периодам на предмет возникновения права на их включение в специальный стаж истца, дал суд первой инстанции, указанные периоды сторонами не обжалуются, соответственно, судебной коллегией правильность решения в данной части не проверяется.
Личная карточка N С.Т.Ю. содержит сведения о воинском учете по военно-учетной специальности N годности к военной строевой службе.
Согласно справкам, уточняющим занятость истца в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения N от " ... " и N от " ... ", истец С.Т.Ю. в период работы медсестрой операционного блока в РНЦ ВТО им. академика Г.А. Илизарова, согласно приказу N от " ... " была направлена на учебные сборы с 08.08.1988 по 08.10.1988.
В соответствии со справкой ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" от " ... " N, С.Т.Ю. проходила военные сборы в 1989 году, продолжительностью 60 дней при Курганской областной больнице, в должности операционная сестра средних медицинских специалистов.
Как следует из пояснений истца и подтверждено материалами дела, истец находилась на военных сборах в 1988, в 1989 на военные сборы не направлялась, что опровергает достоверность справки ФКУ "Военного комиссариата Курганской области".
" ... " ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" выдана справка N, заменяющая справку N от " ... ", с указанием на то, что С.Т.Ю. действительно проходила военные сборы в 1988 году, продолжительностью 60 дней при Курганской областной больнице N 1 в должности операционной сестры средних медицинских специалистов.
Свидетельством о прохождении в 1988 специальной подготовки при Областной больнице N 1 подтверждено прохождение подготовки по специальности операционная медицинская сестра.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов
в период пребывания в запасе.
Пунктом 2 ст.6 указанного Федерального закона установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 рублей. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
Как указано в п. "к" ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях прохождения военных сборов.
В соответствии с п. 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения воинской обязанности" (вместе с "Положением о проведении военных сборов") под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Военные сборы подразделяются на: а) учебные сборы; б) сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.
Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военных сборов не может превышать 2 месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев (п. 5 названного постановления).
Согласно п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения воинской обязанности" (вместе с "Положением о проведении военных сборов") граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Продолжительность учебного времени (занятий) на военных сборах устанавливается в соответствии с требованиями программ боевой подготовки, программ и планов проведения военных сборов. Обеспечение военных сборов вооружением, военной техникой и другими материальными средствами осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в воинских частях которых проводятся военные сборы.
Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета (п. 29 указанного постановления).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2003 N 475).
Тем самым, для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом, федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Такие граждане (речь идет о военнослужащих и сотрудниках правоохранительных органов) не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, за граждан, пенсия которым назначается досрочно (на 5-10 лет раньше общеустановленного возраста), страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, то есть, по одинаковым тарифам всеми застрахованными, и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 предусматривают возможность включения в стаж на соответствующих видах работ именно периодов работы
в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не периодов прохождения службы.
С учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П, существует возможность применения ранее действовавших нормативных актов - Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения здравоохранения и сельского хозяйства" (к периодам до 01.10.1993) и Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (к периодам до 01.01.1999).
Подпункт "г" п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, предусматривал, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОПТУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства
внутренних дел СССР и органах милиции. При этом, при включении службы в стаж медицинских работников применялся календарный порядок исчисления специального стажа. Льготный порядок исчисления стажа данное Постановление предусматривало только для работников здравоохранения в сельской местности (1 месяц за 1,2 месяца).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.
Пунктом 2 названного постановления предусматривалось, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
На основании изложенных выше нормативных актов, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о включении в стаж периодов нахождения истца на военных сборах.
Вместе с тем, ни Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, ни Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 не предусматривало льготного исчисления периодов прохождения службы при включении в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, более того, достоверных доказательств прохождения истцом сборов в хирургическом профиле стационара, не предоставлено.
Таким образом, суд первой инстанции ошибочно пришел к мнению о включении периода прохождения военных сборов с 08.08.1988 по 08.10.1988 в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, данный период подлежит включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, в календарном исчислении.
В связи с изложенным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит в указанной части изменению, с возложением на ответчика обязанности включить спорный период военных сборов в соответствующий стаж в календарном исчислении.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 5 мая 2016 года в части возложения на государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области включить С.Т.Ю. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, периода военных сборов с 08.08.1988 по 08.10.1988 изменить.
Возложить на государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области обязанность включить С.Т.Ю. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период военных сборов с 08.08.1988 по 08.10.1988 в календарном исчислении.
Судья - председательствующий О.Н. Богданова
Судьи: С.Я. Артамонова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.