Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Артамоновой С.Я., Безносовой Е.И.,
с участием прокурора П.И.В.,
при секретаре судебного заседания Б.М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 9 августа 2016 года гражданское дело по иску прокурора " ... " в интересах Пономаревой И.В. к ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)", Финансовому управлению Курганской области, Департаменту образования и науки Курганской области о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от " ... ", которым постановлено:
"Исковые требования прокурора " ... " удовлетворить.
Признать за Пономаревой И.В. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления.
Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области в пользу Пономаревой И.В. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере " ... " рубля " ... " копеек".
Заслушав доклад судьи областного суда Безносовой Е.И., мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области П.И.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
установила:
прокурор " ... " обратился в интересах Пономаревой И.В. в суд с иском к Финансовому управлению Курганской области, ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)", Финансовому управлению Курганской области, Департаменту образования и науки Курганской области о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств. В обоснование иска указывал, что в результате проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что Пономарева И.В. проживает в сельской местности, является педагогическим работником и имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Считал, что отсутствие в жилом помещении Пономаревой И.В. отдельного прибора учета электроэнергии, потребленной на освещение жилого помещения, не может являться основанием для отказа в возмещении произведенных истцом расходов по оплате электроэнергии. Указывал, что в период с " ... " по " ... " Пономарева И.В. оплатила за электроэнергию " ... " руб. " ... " коп., из которых ей было возмещено только " ... " руб. " ... " коп. Сумма некомпенсированных истцу расходов за электроэнергию составила " ... " руб. " ... " коп. Просил признать за Пономаревой И.В. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления, взыскать с ответчиков в ее пользу денежные средства, потраченные на оплату освещения, в размере " ... " руб. " ... " коп. за счет средств бюджета Российской Федерации - Курганской области.
В судебном заседании помощник прокурора " ... " П.Д.А. и истец Пономарева И.В. поддержали заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)" о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомил.
Представители ответчиков Финансового управления Курганской области, Департамента образования и науки Курганской области, третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора " ... " к Финансовому управлению Курганской области в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что с установлением федеральным законодателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании", из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Курганской области не поступают с 01.01.2005. В связи с тем, что право педагогических работников образовательных учреждений на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлено актом федерального законодательства, а условия и порядок их предоставления и возмещения не урегулированы, полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" и обеспечивающиеся за счет средств казны Курганской области, выполнены Курганской областью в полном объеме. Полагает, что Законом Курганской области предусмотрена компенсация расходов на оплату освещения жилого помещения, а не электроснабжения. Поскольку доказательств того, что истец понесла расходы на освещение, превышающие расходы, возмещенные образовательным учреждением, не представлено, то оснований полагать, что права истца нарушены, не имеется. Указывает на нарушение судом норм бюджетного и гражданского законодательства в части возложения на Финансовое управление Курганской области обязанности по компенсации истцу расходов на освещение, тогда как главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)", является Главное управление образования Курганской области. Полагает необоснованным применение судом положений ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку совокупность оснований ее применения в настоящем случае не установлена. Считает, что компенсация, на которую Пономарева И.В. имеет право, выплачена истцу в соответствии с Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области". Нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены своевременно о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Из материалов дела следует, что Пономарева И.В. с " ... " по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)" (ранее - ГОУ НПО "Профессиональное училище N), в период с " ... " по " ... " работала мастером производственного обучения, с " ... " по " ... " - комендантом, с " ... " - воспитателем.
Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истца как педагогического работника, проживающего в сельской местности, на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Установлено, что Пономарева И.В. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: "адрес", р. "адрес", вместе с ней в данном жилом помещении проживает ее дочь Е.В. и сын С.И.
Согласно справке АО "Энергосбытовая компания "Восток" за период с " ... " по " ... " за потребленную электроэнергию жилого помещения по адресу: "адрес", оплачено " ... " руб. " ... " коп. Указанные расходы понесла Пономарева И.В.
Согласно справке ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)" от " ... " N, в " ... " году Пономаревой И.В. было возмещено в счет расходов по оплате электроэнергии " ... " руб. " ... " коп., в " ... " году - " ... " руб. " ... " коп., в " ... " году - " ... " руб. " ... " коп.
Сумма некомпенсированных расходов Пономаревой И.В. на оплату освещения жилого помещения за период с " ... " по " ... " составила " ... " руб. " ... " коп.
Принимая во внимание, что Пономарева И.В. оплатила потребленную сверхустановленного ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)" норматива электроэнергию, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, взыскав в пользу истца, заявленную в иске сумму оплаченных расходов на электроэнергию в размере " ... " руб. " ... " коп.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен в соответствии с нормами действующего законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2013.
До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.06.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ) предусматривал, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", действующий с 01.09.2013, предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).
Из анализа норм федерального законодательства следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам на территории Курганской области регулируется Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
Статьей 2 данного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к числу которых отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
Пунктом 1 ст. 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, определены Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379.
Согласно п. 6 указанного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
В п. 9 Порядка предусмотрено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 разд. I настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Таким образом, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе в размере приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, в нормативе потребления коммунальных услуг.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 16 названного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
С учетом изложенного судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о взыскании в пользу Пономаревой И.В. понесенных ею убытков в заявленном в иске размере.
Довод апелляционной жалобы о том, что при реализации названной льготы необходимо разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение", а при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать электроэнергию, расходуемую только на освещение помещения согласно установленному нормативу потребления, несостоятелен, так как основан на ошибочном, субъективном толковании ответчиком норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности возложения судом обязанности по компенсации истцу расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области также не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Статья 7.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" предусматривает, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.
Пунктами 12, 13 Порядка установлено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 разд. I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 разд. I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
Ответчиками не оспаривалось, что ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)" является образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. В связи с тем, что учредителем данного учреждения является Курганская область, меры социальной поддержки, на которые имеет право истец, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации, финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.
В соответствии с п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденной Законом Курганской области от 08.12.2010 N 78 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусмотрены расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения в виде субвенций на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа). Аналогичные расходы Финансового управления Курганской области предусмотрены в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2014 год, утвержденной Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Учитывая приведенное выше, суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков в связи с непредоставлением мер социальной поддержки педагогическому работнику в полном объеме с Финансового управления Курганской области.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат ссылки на новые обстоятельства, которые могут повлиять на состоявшийся по делу судебный акт, а повторяют по существу правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемом решении. Приведенные доводы являются следствием несогласия Финансового управления Курганской области с принятым судебным актом, сводятся к оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, для которой оснований у судебной коллегии не имеется, и на иное применение и толкование закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части решения мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Руководствуясь ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.