Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фроловой Ж.А., Лукиных Л.П.,
при секретаре судебного заседания П.С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 9 августа 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Б.Д.С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 15 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Б.Д.С. к УФСИН России по Курганской области о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет с 29.10.2014 года удовлетворить.
Признать незаконным отказ комиссии УФСИН России по Курганской области в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Б.Д.С..
Возложить на УФСИН России по Курганской области обязанность принять Б.Д.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты с 29.10.2014 года.".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснения представителя ответчика УФСИН России по Курганской области - Н.Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.Д.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области (далее - УФСИН России по Курганской области) о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет.
В обоснование исковых требований указывал, что с 30.04.2002 проходил службу в УИН Минюста России по Курганской области. 29.10.2014 он обратился к ответчику с рапортом о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилья в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369), однако, ему было в этом отказано. С данным отказом он не согласен, так предоставил на рассмотрение комиссии России по Курганской области полный пакет документов. Документы ему не возвращены.
Просил суд признать незаконным отказ комиссии УФСИН России по Курганской области в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложить на УФСИН России по Курганской области обязанность принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты с 29.10.2014.
В судебном заседании представитель истца Б.Д.С. - К.А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддерживал.
Представитель ответчика УФСИН России по Курганской области - Н.Т.В., действующая на основании доверенности, против исковых требований возражала, поясняла, что 24.11.2014, рассмотрев заявление истца, комиссия УФСИН России по Курганской области приняла решение вернуть ему документы для устранения недостатков на основании п.п. "г" п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты). Недостатки документов Б.Д.С. не устранил.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Курганской области просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы повторяет доводы, изложенные в ходе судебного разбирательства. Указывает, что до 13.12.2014 УФСИН России по Курганской области не обладало полномочиями по принятию на учет для получения единовременной социальной выплаты. Данную функцию выполняла комиссия ФСИН России, комиссия УФСИН России по Курганской области являлась его территориальной подкомиссией. При обращении истца с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты была проведена проверка документов и принято решение вернуть их истцу на основании пп. "г" п. 5 Правила предоставления единовременной социальной выплаты для устранения недостатков в предоставленных документах, что им сделано не было. Возложением на УФСИН России по Курганской области обязанности принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с 29.10.2014 судом нарушены нормы материального права, поскольку тем самым ответчиком будут превышены его полномочия. С 12.11.2014 истец уволен из уголовно-исполнительной системы. До ухода на пенсию он не реализовал свое право постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и в настоящее время такое право утратил.
В возражениях на жалобу истец Б.Д.С. полагает постановленное решение законным и обоснованным, жалобу - неподлежащей удовлетворению.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика УФСИН России по Курганской области - Н.Т.В. на доводах жалобы настаивала, подтвердила, что по существу заявление Б.Д.С. комиссией УФСИН России по Курганской области рассмотрено не было.
Истец и его представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), судебная коллегия постановиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ) предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), с обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Из материалов дела следует, что истец Б.Д.С. с 30.04.2002 по 12.11.2014 проходил службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, его выслуга в календарном исчислении на 12.11.2014 составила 13 лет 11 месяцев 27 дней. Приказом начальника УФСИН России по Курганской области от 11.11.2014 N Б.Д.С. уволен со службы 12.11.2014 на основании п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (л.д. 23).
30.10.2014, то есть в период службы Б.Д.С. обратился с заявлением (рапортом) на имя директора УФСИН России по Курганской области о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 27).
На момент подачи данного заявления Б.Д.С. постоянно проживал и был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 62,1 кв.м, расположенном по адресу: "адрес". В качестве членов своей семьи, совместно проживающих с ним в одном жилом помещении, Б.Д.С. указал в заявлении мать Б.В.В., отца Б.С.А., сестру Б.Т.С. и племянницу Б.А.О. Указанная квартира на праве долевой собственности принадлежит Б.В.В. - 5/6 долей, Б.А.О. - 1/6 доля (справка о составе семьи, поквартирная карточка, свидетельства о государственной регистрации права - л.д. 40, 41, 51, 52).
Решением комиссии УФСИН России по Курганской области, оформленным протоколом от 24.11.2014, Б.Д.С. возвращены представленные для постановки на учет документы на основании п.п. "г" п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, в связи тем, что копия послужного списка не заверена гербовой печатью и не представлена справка по периоду обучения (л.д. 22).
Фактически документы не были возвращены истцу, что представителем ответчика не оспаривалось.
Указанное решение комиссии УФСИН России по Курганской области было расценено Б.Д.С. как отказ в постановке на учет. Не согласившись с ним, истец предъявил требования о признании незаконным данного отказа и возложении на ответчика обязанности принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с момента обращения - 29.10.2014.
Удовлетворяя исковые требования Б.Д.С., суд первой инстанции исходил из того, что к заявлению о постановке на учет истец приложил пакет документов, отвечающий требованиям п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, о принятом комиссией УФСИН России по Курганской области решении истец не был своевременно уведомлен.
Судебная коллегия не может согласиться с постановленным решением ввиду следующего.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления такой выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
В силу п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и членов его семьи; в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака; е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
Согласно п. 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и представленных документов комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496 (действовавшим с 20.10.2013 и утратившим силу 13.12.2014 в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550) был утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок).
В соответствии с п. 10.1 Порядка к полномочиям комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения относилось принятие документов для получения единовременной выплаты; проверка сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовка для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика подтвердил, что заявление Б.Д.С. не было рассмотрено по существу в пределах компетенции комиссии УФСИН России по Курганской области.
Поскольку ответчиком не принималось решение об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в направлении пакета документов в ФСИН России для постановки на учет, то решение суда о признании незаконным отказа комиссии УФСИН России по Курганской области в постановке Б.Д.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты нельзя признать верным.
Вместе с тем из материалов учетного дела Б.Д.С. видно, что истцом на рассмотрение комиссии представлены все документы, предусмотренные п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, их копии заверены надлежащим образом в соответствии с п. 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. То есть, свои обязанности истец выполнил в полном объеме, оснований для возврата документов у ответчика не имелось. Решение комиссии УФСИН России по Курганской области от 24.11.2014 о возврате Б.Д.С. документов является незаконным.
С 12.11.2014 истец не является сотрудником органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, поэтому он лишен возможности повторного обращения с таким же заявлением в комиссию УФСИН России по Курганской области. Вышеуказанное решение комиссии УФСИН России по Курганской области препятствует реализации его права постановки на учет. Способом восстановления нарушенных прав Б.Д.С. в связи с принятием ответчиком незаконного решения является повторное рассмотрение заявления истца комиссией УФСИН России по Курганской области.
Возлагая на УФСИН России по Курганской области обязанность принять Б.Д.С. на учет для получение единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции не принял во внимание, что постановка на учет, то есть признание за сотрудниками уголовно-исполнительной системы права на указанную выплату осуществляется в установленном законом порядке и специально созданным органом, уполномоченным на осуществление оценки нуждаемости сотрудников в жилых помещениях и на принятие соответствующих решений о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в этом. Суд не вправе подменять собой компетентный орган либо предрешать существо принимаемых им решений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Б.Д.С. о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и возложения на ответчика обязанности о постановке его на соответствующий учет. Однако, учитывая, что факт нарушения прав истца в связи с принятием ответчиком незаконного решения о возврате документов установлен при рассмотрении дела, исходя из необходимости защиты нарушенных прав Б.Д.С. в соответствии с задачами гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия считает необходимым признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Курганской области от 24.11.2014 о возврате Б.Д.С. документов и обязать комиссию УФСИН России по Курганской области повторно рассмотреть заявление истца о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Таким образом, постановленное судом решение подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска Б.Д.С.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 15 апреля 2016 года отменить.
Иск Б.Д.С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области удовлетворить частично.
Признать незаконным решение о возврате заявления и документов Б.Д.С., оформленное протоколом заседания комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 24 ноября 2014 года.
Обязать комиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения рассмотреть заявление Б.Д.С. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В удовлетворении остальной части иска Б.Д.С. отказать.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.