Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Савелькиной Г.О., Нестеровой А.А.,
при секретаре Константиновой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Еремкина М.О. к администрации Сугайкасинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Еремкина М.О. - Михайлова В.С. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 25 мая 2016 года, которым постановлено:
"В иске Еремкина М.О. к администрации Сугайкасинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления администрации Сугайкасинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, возложении обязанности принять на такой учет отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения представителя истца Еремкина М.О. - Михайлова В.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Еремкин М.О. обратился в суд с иском к администрации Сугайкасинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики (далее - администрация Сугайкасинского сельского поселения) о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Истец является инвалидом и ветераном Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет право на льготы, установленные для данной категории граждан Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". В целях реализации права на получение социальной помощи по улучшению жилищных условий он обратился в администрацию Сугайкасинского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указав, что своего жилья не имеет, проживает с сыном ФИО17 снохой ФИО18. и внуком ФИО19 в доме 1961 года постройки, в котором все удобства находятся во дворе, в силу преклонного возраста и состояния здоровья нуждается в благоустроенном жилом помещении. Постановлением администрации Сугайкасинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилой площадью свыше учетной нормы. Истец полагает, что отказ администрации Сугайкасинского сельского поселения является незаконным, поскольку он нуждается в благоустроенном жилом помещении со всеми удобствами.
В судебном заседании истец Еремкин М.О. и его представитель Михайлов В.С. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Сугайкасинского сельского поселения Семенов П.Ю. исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем Еремкина М.О. - Михайловым В.С. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя истца, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Еремкин М.О. является участником Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В силу подпункта 3 подпункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, и в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, критерием постановки участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в соответствии с указанным Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Вышеперечисленные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем ветеранов, инвалидов, участников Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" определено, что право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Следовательно, критерием постановки указанной категории граждан на учет на получение жилья в соответствии с данным законом также является нуждаемость таких граждан в жилье.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением главы администрации Сугайкасинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 16 кв.м. общей площади жилья на человека.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Сугайкасинского сельского поселения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Постановлением администрации Сугайкасинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку уровень его обеспеченности общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Еремкину М.О., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец обеспечен общей площадью жилого помещения свыше учетной нормы, установленной по Сугайкасинскому сельскому поселению, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Еремкина М.О. не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Еремкин М.О. зарегистрирован и проживает в доме ... , общая площадь дома составляет 39,1 кв.м. Собственником данного дома является сын истца ФИО39.
Согласно выписке из похозяйственной книги по состоянию на момент принятия оспариваемого решения в доме ... были зарегистрированы и проживали истец Еремкин М.О., ФИО20 с женой ФИО22 и сыном ФИО21.
Из материалов дела также следует, что ФИО23 является собственником ... доли в праве общей долевой собственности на квартиру ... , общая площадь квартиры составляет 59 кв.м.
Определяя уровень обеспеченности истца жильем, суд первой инстанции произвел расчеты исходя из положений части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и, учитывая, что общая площадь дома ... составляет 39,1 кв.м., на долю снохи ФИО24. в праве собственности на квартиру ... приходится 29,5 кв.м., пришел к правильному выводу о том, что нуждаемость истца по представленным им в администрацию сельского поселения документам отсутствует. На истца приходится 17,15 кв.м. ((39,1 кв.м. + 29,5 кв.м.) : 4 чел.), что выше учетной нормы, установленной в Сугайкасинском сельском поселении Канашского района Чувашской Республики, которая составляет 16 кв.м. общей площади жилья на человека.
При таком положении оспариваемый отказ администрации Сугайкасинского сельского поселения в постановке истца на учет нуждающихся в жилье соответствует требованиям жилищного законодательства, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Еремкина М.О.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении уровня обеспеченности площадью жилого помещения суд первой инстанции не учел, что в квартире ... проживает дочь ФИО25 - ФИО26 с двумя несовершеннолетними детьми, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Из положений статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и представленных ими документов, подтверждающих право граждан состоять на таком учете, то есть носит заявительный характер. При этом гражданин обязан подтвердить свою нуждаемость в жилье.
Согласно учетному делу вместе с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец представил копию своего паспорта, копию удостоверения ветерана-участника Великой Отечественной войны, справку об инвалидности, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, технический паспорт на жилой дом, четыре справки из БТИ о наличии или отсутствии жилого помещения, выданные в отношении Еремкина М.О., ФИО27., ФИО28 и ФИО29., копии паспортов ФИО30., ФИО31. и ФИО32 Также дополнительно были представлены страховое свидетельство истца и согласие на обработку персональных данных Еремкина М.О., ФИО33., ФИО34 и ФИО35
В учетном деле имеется выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО36. является собственником ... доли в праве общей долевой собственности на квартиру ...
Иных документов, в том числе и документов о том, что в указанной квартире проживают дочь и внуки Еремкиной Т.Н., истцом в администрацию Сугайкасинского сельского поселения представлено не было.
Поскольку на момент принятия оспариваемого отказа у администрации Сугайкасинского сельского поселения отсутствовали документы о лицах, проживающих в квартире ... , и данные документы истцом не представлялись, администрация сельского поселения приняла оспариваемое решение на основании документов, представленных истцом вместе с заявлением о принятии его на учет, которые не подтверждали его нуждаемость в жилье.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации у суда первой инстанции не имелось оснований для оценки представленных в суд документов в отношении квартиры ... , поскольку оспариваемое решение администрации Сугайкасинского сельского поселения было принято в их отсутствие.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что истец не лишен права обратиться в администрацию сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, приложив соответствующие документы в отношении указанной квартиры.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в доме ... коммунальных удобств, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку в установленном порядке данный дом непригодным для проживания не признавался. При этом исходя из норм, изложенных в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, отсутствие коммунальных удобств не может служить безусловным основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя Еремкина М.О. - Михайлова В.С. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 25 мая 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи А.А. Нестерова
Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.