Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Доманова В.Ю.,
судей Исайкина А.Ю. и Карпова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Бодряга Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Невельского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести расчет нормативов запаса топлива и направить для утверждения в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" ФИО4 на решение Невельского городского суда от 30 марта 2016 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия
установила:
11 февраля 2016 года Невельский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести расчет нормативов запаса топлива и направить для утверждения в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки, проведенной совместно с сотрудниками аппарата прокуратуры Сахалинской области, специалистами контролирующих органов Сахалинской области установлено, что на территории села "адрес" зарегистрировано и осуществляет деятельность теплоснабжающая организация общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис". Как установлено проверкой, организацией не утверждены нормативы запасов топлива, необходимых для котельной. Данное нарушение организацией не устранено. Указанное обстоятельство может привести к перебою с теплоснабжением социальных объектов села Шебунино и многоквартирных жилых домов в отопительный сезон 2015 - 2016 годах, что свидетельствует о нарушении конституционных, жилищных прав граждан - потребителей коммунальных услуг на благоприятные условия жизни, на предоставление в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества.
На основании изложенного просил суд признать бездействие общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", выражающееся в не произведении расчетов нормативов запасов топлива для котельной, расположенной по адресу: "адрес" и не направлении указанных расчетов для утверждения в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, незаконным. Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" в течение месяца со дня вступления решения суда в силу произвести расчет нормативов запасов топлива для котельной, расположенной по адресу: "адрес", представить его для утверждения в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области.
Решением Невельского городского суда от 30 марта 2016 года исковые требования удовлетворены частично. На общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет нормативов запаса топлива для котельной, расположенной по адресу: "адрес" и направить его для утверждения в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области. В удовлетворении исковых требований Невельского городского прокурора о признании незаконным бездействия общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", выражающегося в не произведении расчетов нормативов запасов топлива для котельной, расположенной по адресу: "адрес" и не направлении указанного расчета для утверждения в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области отказано. С общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" в бюджет муниципального образования "Невельский городской округ" взыскана государственная пошлина в сумме "данные изъяты".
Данное решение суда обжалует представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" ФИО4 В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований отменить полностью, поскольку оно противоречит нормам действующего законодательства. Указывает на то, что истцом не представлено доказательств разработки, утверждения и применения семисуточного запаса топлива. А также не приведено обоснований того, что десятисуточный запас топлива нарушает права неопределенного круга лиц либо создает угрозу нарушения их прав. Кроме того, из заявленных требований прокурора не понятно, какой нормативный запас топлива должен быть утвержден предприятием. В процессе судебного разбирательства со стороны ответчика были озвучены возражения по поводу сорокапятисуточного запаса, хотя законодательством такой не предусмотрен. Данный норматив прокурор не оспаривал и иной величины норматива не озвучивал. Удовлетворяя требования прокурора, суд обязывает предприятие разработать второй норматив, однако не понятно, каким из них должно руководствоваться предприятие при наличии уже двух нормативов.
В возражении на апелляционную жалобу заместитель прокурора Невельской городской прокуратуры просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" ФИО4 и ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержали.
Прокурор ФИО6 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заслушав стороны, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Согласно статье 6 указанного Федерального закона организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, возложена на органы местного самоуправления поселений, городских округов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся в т.ч. организация в границах поселения теплоснабжения.
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 7 данного Федерального закона по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению на территории муниципального образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ.
В силу части 1 и части 5 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.
Согласно подп. "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Согласно пунктам 4.1.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно пунктам 2, 12, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Судом первой инстанции установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" предоставляет услуги по теплоснабжению потребителям в селе "адрес" и эксплуатирует котельную, расположенную па адресу: "адрес" на основании договора аренды. В отношении данной котельной отсутствуют утверждённые уполномоченным органом нормативы запасов топлива.
С учётом установленных обстоятельств, приведённого законодательства судом правомерно на ответчика возложена обязанность произвести расчёт нормативного запаса топлива с целью его последующего утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для освобождения ответчика от выполнения приведенных требований закона, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлены.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что доводы жалобы в целом на правильность выводов суда не влияют и правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Невельского городского суда от 30 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий В.Ю. Доманов
Судьи А.В. Карпов
А.Ю. Исайкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.