Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Исайкина А.Ю.
судей областного суда Вишнякова О.В. и Загорьян А.Г.
при секретаре Кислых А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Поронайского городского округа о возложении обязанности принять меры к постановке на учет и организации обслуживания бесхозяйного электро-объекта, по апелляционной жалобе представителя Администрации Поронайского городского округа А. на решение Поронайского городского суда от 18 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Исайкина А.Ю., объяснения, судебная коллегия
установила:
01 сентября 2015 года Поронайский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Поронайского городского округа о возложении обязанности принять меры к постановке на учет и организации обслуживания бесхозяйного электрообъекта - электрическая сеть 5Л-КД-оп.1-10кВ, расположенного на территории Поронайского городского округа.
В обоснование требований прокурор указал, что указанный объект является бесхозяйным, в отношении которого ответчик мер по его постановке на учет не принимает, что может привести к некачественному энергоснабжению, создает угрозу жизни и здоровью населения.
Судом к участию в деле в качестве не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора третьего лица на стороне ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Поронайского городского округа (далее - КУМИ Поронайского городского округа, Комитет), на стороне истца - ОАО " "данные изъяты"".
Решением Поронайского городского суда от 18 января 2016 года иск удовлетворен. На Администрацию Поронайского городского округа возложена обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет и организации обслуживания бесхозяйного электрообъекта - электрическая сеть 5Л-КД-оп.1-10кВ от ЗРУ 10 кВ до опоры N1 5Л-П10, протяженностью 80 м, расположенного по адресу: "адрес".
Это решение обжалует представитель Администрации Поронайского городского округа А., в апелляционной жалобе просит отменить, в удовлетворении иска отказать. Не соглашается с тем, что спорный объект является бесхозяйным, ссылаясь на то, что он обслуживается сетевой организацией. Утверждает, что Администрация не является ненадлежащим ответчиком, так как полномочия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества осуществляет Комитет. Ссылается на то, что спорный объект находится на территории подстанции "Поронайская", находящейся в собственности ОАО " "данные изъяты"", расположена на принадлежащем указанной организации земельном участке.
Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, помощник участвующий в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Поронайского горского округа и третьего лица КУМИ администрации Поронайского городского округа А. просила жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям. Участвующий в деле прокурор К. против удовлетворения жалобы возражала. Представители остальных участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в порядке части 1 статьи 327.1. ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16, пунктом 8.2. части 1 статьи 17, частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских округов отнесены организация в границах городского округа электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. С целью решения указанных вопросов местного значения местные администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяются полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации и проведении иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно части 2 статьи 1, пунктам 1 и 5 статьи 8, пунктам 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", в целях повышения энергетической эффективности установлена обязанность органов местного самоуправления разрабатывать муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с включением в них мероприятий; по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая электроснабжение); по организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами, а также осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, совокупностью приведенных правовых положений на органы местного самоуправления возложена обязанность принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, используемого для передачи энергетических ресурсов, создавая тем необходимые условия для контроля за ними.
В силу положений пункта 1 статьи 130 и статьи 133.1. Гражданского кодекса Российской Федерации неразрывно связанные физически или технологически линии электропередачи относятся к объектам недвижимого имущества.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказом Минэкономразвития РФ от 22 ноября 2013 года N701 установлен "Единый порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами" (далее - Порядок). Согласно пункту 4 раздела 2 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании заявления органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого это имущество находится.
Как следует из материалов дела, при проведении прокурорской проверки на территории Поронайского городского округа установлено наличие фактически бесхозяйного недвижимого имущества электрическая сеть 5Л-КД-оп.1-10кВ.
Согласно имеющихся в деле доказательств (в том числе справок ОАО " "данные изъяты"", Администрации Поронайского городского округа" и КУМС Поронайский городской округ, УФРС Сахалинской области), спорные объекты не находятся на чьем либо балансе и не имеют зарегистрированного в установленном порядке собственника. Они находятся во временном обслуживании Поронайского сетевого района ОАО " "данные изъяты"" как "бесхозяйственные сети электросетевого хозяйства" - что приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому при наступлении определенных обстоятельств может повлечь за собой опасность возникновения чрезвычайной ситуации, поставить под угрозу нормальную работу объектов жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение населения электроэнергией, представлять опасность для жизни и здоровья людей.
Вопреки требованиям части 1 статьи 56 ГПК РФ, возлагающей на ответчика обязанность представить доказательства в подтверждение своих возражений на иск, представитель Администрации Поронайского городского округа не представил суду каких-либо относимых и допустимых доказательств, подтверждающих доводы ответчика о принадлежности спорного объекта кому-либо.
В этой связи аналогичные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными.
Каких-либо мер к постановке спорного объекта на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, ответчиком не предпринимается, несмотря на направление в его адрес 05 мая 2015 года директором филиала ОАО " "данные изъяты"" письма с просьбой провести процедуру установления статуса бесхозяйного объекта, процедуру принятия на баланс муниципального образования бесхозяйного объекта, привести бесхозяйные электросетевые объекты в надлежащее техническое состояние, передать бесхозяйные объекты электроснабжения на техническое обслуживание специализированным организациям.
На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства и имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Администрации Поронайского городского округа по вопросу обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии спорных объектов недвижимого имущества на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления императивных обязанностей, предусмотренных приведенными выше нормами законодательства о местном самоуправлении.
Доводы представителя Администрации Поронайского городского округа в апелляционной жалобе о том, что надлежащим ответчиком является КУМИ Поронайского городского округа не основаны на положениях приведенных выше норм права, которыми обязанность подать соответствующее заявление возложена на орган местного самоуправления, каковым Комитет не является.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные прокурором требования в заявленной форме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Поронайского городского суда от 18 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации Поронайского городского округа А. без удовлетворения.
Председательствующий Исайкин А.Ю.
Судьи Вишняков О.В.
Загорьян А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.