Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Доманова В.Ю.,
судей Шептуновой Л.П. и Капкаун Т.И.,
при секретаре судебного заседания Бодряга Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Тепло" к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление), по апелляционной жалобе директора муниципального унитарного предприятия "Тепло" ФИО7 на решение Холмского городского суда от 13 мая 2016 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ представитель муниципального унитарного предприятия "Тепло" ФИО5 обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги "отопление".
В обоснование требований указал, что в результате неисполнения обязанности ФИО1 по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (отопление), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в размере "данные изъяты".
На основании изложенного просил суд взыскать с ФИО1 сумму задолженности по коммунальным услугам (отопление) в размере "данные изъяты", расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Определением Холмского городского суда от 13 апреля 2016 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: на стороне истца - общество с ограниченной ответственностью "Портовая", на стороне ответчика - ФИО6
Решением Холмского городского суда от 13 мая 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Данное решение обжалует директор муниципального унитарного предприятия "Тепло" ФИО7 В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. Указывает на то, что исполнителем коммунальных услуг, исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N, норм гражданского и жилищного законодательства, является ресурсоснабжающая организация, каковой является муниципальное унитарное предприятие "Тепло". Между тем, из-за неправильного определения обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что оснований для взыскания денежных средств с ответчика у истца не имелось, несмотря на то, что коммунальная услуга в жилой дом истца подавалась ответчиком в полном объеме. Указывает на то, что судом первой инстанции не рассмотрено ходатайство истца об истребовании Протокола N общего собрания собственников помещений "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из домовой книги, справки о составе семьи ответчика.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1, ФИО6, представители общества с ограниченной ответственностью "Портовая" и муниципального унитарного предприятия "Тепло" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учётом положений части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене по основанию, предусмотренному пунктом 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию.
Статьёй 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04 июня 2011 года N 123-ФЗ, действовавшей до 30 июня 2015 года) предусмотрено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи (часть 4).
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1).
Согласно выписке из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Из протокола общего собрания собственников вышеуказанного многоквартирного дом от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что собственниками жилых помещений принято решение о выборе способа управления домом - управляющая организация, которой избрано общество с ограниченной ответственностью "Портовая".
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании с ответчика задолженности по оплате теплоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции, установив, что управление многоквартирным домом N по "адрес" осуществляет управляющая организация, исходил из того, что МУП "Тепло", как ресурсоснабжающая организация, в отсутствие решения общего собрания собственников о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям не вправе начислять и взимать с ответчиков плату за отопление.
Однако данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьёй 153 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента заключения такого договора.
Таким образом, ответчики несут обязанность по оплате коммунальных услуг, в том числе отопления.
Пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил (то есть, как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации). При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил.
Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 30 Правил предоставления коммунальных услуг, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключённый путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключённым потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 данных Правил.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 данных Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 или 15 настоящих Правил.
Части 7 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги либо управляющей организации, либо ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом, по смыслу приведённых норм материального права в их взаимосвязи, управляющая компания становится исполнителем коммунальной услуги для потребителей только после заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги, что имеет место в рассматриваемом случае.
Между тем, судом первой инстанции данные обстоятельства не были учтены при вынесении решения суда, в связи с чем оно не может быть признано законным.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности по оплате за предоставленные коммунальные услуги по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Кроме того, исходя из положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в размере "данные изъяты" в виде оплаченной истцом государственной пошлины при обращении с иском в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Холмского городского суда от 13 мая 2016 года отменить.
Исковые требования муниципального унитарного предприятия "Тепло" удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу муниципального унитарного предприятия "Тепло" задолженность по оплате коммунальной услуги по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", в счёт возмещения судебных расходов "данные изъяты".
Председательствующий В.Ю. Доманов
Судьи Т.И. Капкаун
Л.П. Шептунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.