Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Усольцевой И.В.,
судей Неволиной Е.В. и Качура И.О.,
при секретаре Капруновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению У.Д.С. о признании незаконным бездействия главы муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск", администрации города Южно-Сахалинска, выразившегося в отсутствии объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ, не предоставлении письменного ответа на обращение, не уведомлении о переадресации обращения; не принятии мер по обстоятельствам, указанным в обращении; возложении обязанности на главу муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск", администрацию города Южно-Сахалинска направить письменный мотивированный ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ в срок, предусмотренный действующим законодательством; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов административного истца по фактам, изложенным в обращении от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на главу муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск", администрацию города Южно-Сахалинска, Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска провести открытый конкурс по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом N, расположенным по адресу: "адрес",
по апелляционной жалобе администрации города Южно-Сахалинска на решение Южно-Сахалинского городского суда от 11 ноября 2015 года, которым административный иск У.Д.С. удовлетворен частично:
бездействие администрации города Южно-Сахалинска, выразившееся в необъективном, не всестороннем и несвоевременном рассмотрении обращения У.Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ признано не соответствующим Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и нарушающим право административного истца на информацию.
На администрацию города Южно-Сахалинска возложена обязанность объективно и всесторонне рассмотреть обращение У.Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ и направить ему письменный ответ в срок, предусмотренный действующим законодательством.
С администрации города Южно-Сахалинска в пользу У.Д.С. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На администрацию города Южно-Сахалинска возложена обязанность сообщить об исполнении судебного решения административному истцу и суду в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., выслушав представителя администрации города Южно-Сахалинска и Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска Я.Е.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснение У.Д.С., который возражал против доводов и требований апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ У.Д.С. обратился в Южно-Сахалинский городской суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" и администрации города Южно-Сахалинска, выразившегося в отсутствии объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения его обращения от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований, впоследствии уточненных, У.Д.С. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к главе муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" с заявлением, в котором просил принять меры по обстоятельствам, касающимся вопросов управления и содержания многоквартирного дома по "адрес" в "адрес" и высказал мнение о необходимости проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании. Ответ на свое обращение он не получил.
Ссылаясь на то, что бездействие административных ответчиков не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права как собственника жилого помещения, просил суд признать незаконным бездействие главы муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" и администрации "адрес", выразившееся в отсутствии объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ, в не предоставлении в установленный законом срок письменного ответа на обращение; не уведомлении о переадресации его обращения от ДД.ММ.ГГГГ; непринятии мер по обстоятельствам, указанным в данном обращении; не проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании по управлению домом N, расположенным по адресу: "адрес"; просил возложить на главу муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск", администрацию города Южно-Сахалинска обязанность принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов административного истца по фактам, изложенным в обращении от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на главу муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск", администрацию города Южно-Сахалинска, Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом N по "адрес" в "адрес".
Южно-Сахалинским городским судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.
В судебном заседании в суде первой инстанции У.Д.С. поддержал заявленные требования. Иные, участвующие в деле лица, в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Судом вынесено приведенное выше решение (с учетом определения от ДД.ММ.ГГГГ об устранении описок), с которым не согласилась администрация города Южно-Сахалинска. В апелляционной жалобе представитель администрации Т.Т.Ю. просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, ввиду его незаконности и необоснованности и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Обосновывая доводы апелляционной жалобы, отмечает, что суд первой инстанции не принял во внимание и не дал правовой оценки доказательствам, свидетельствующим о направлении У.Д.С. ответа на его обращение. Считает, что коллективное обращение жильцов рассмотрено всесторонне и своевременно направлен ответ по вопросу проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом. Кроме этого, просит учесть, что в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих нарушение прав жильцов многоквартирного "адрес", указанных в коллективном обращении от ДД.ММ.ГГГГ.
У.Д.С., полагая решение суда законным и обоснованным, просит в письменных возражениях об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно части 1 статьи 10 названного Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Из вышеуказанных нормативных положений следует, что гражданин имеет право на рассмотрение государственным органом, органом местного самоуправления, должностными лицами его обращения, а также право на получение ответа от указанных органов и лиц по существу поставленных в обращении вопросов.
В абзаце четвертом пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в администрации города Южно-Сахалинска на момент возникновения спорных правоотношений регулировался Инструкцией по делопроизводству, утвержденной распоряжением администрации города от 12 августа 2013 года N 216-р (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 5.3.2 Инструкции обращение граждан (предложения, заявления и жалобы) рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения и могут быть продлены на срок, не превышающий 30 дней с уведомлением о продлении срока гражданина, направившего обращение.
Согласно пункту 6.1.27 Инструкции ответ на обращения граждан, как правило, дается в письменной форме. В случае устного ответа делается соответствующая запись в электронной карточке документа. Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме на почтовый адрес.
Документ (обращение) считается исполненным и снимается с контроля после выполнения заданий, поручений, запросов, сообщения результатов заявителям и заинтересованным организациям или другого документированного подтверждения исполнения в день поступления в приемную граждан информации о снятии с контроля должностным лицом (первый вице-мэр, вице-мэры), давшим указание (задание, поручение) по исполнению документа, или лицом, его замещающим (пункт 6.1.28 Инструкции).
Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ в администрации города Южно-Сахалинска зарегистрировано заявление собственников жилых помещений многоквартирного "адрес", включая У.Д.С., в котором они изложили проблему, связанную с содержанием и управлением их дома; указали на имеющиеся нарушения в деятельности ТСЖ "Престиж"; на неправомерность взаимодействия ТСЖ "Престиж" с ООО УК "Жилсервис", на незаконность выставления счетов за ряд услуг; неоказание услуг по текущему содержанию и ремонту их дома; ненадлежащий порядок взимания платы с жильцов дома; отсутствие у граждан доступа к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности обслуживающей организации; на ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления обязанностей наймодателя по договорам социального найма жилого помещения; незаконность использования мест общего пользования дома. Также высказали мнение о необходимости проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании. Заявители просили принять меры по изложенным в обращении обстоятельствам, принять их на личном приеме, информацию о результатах рассмотрения сообщить У.Д.С. ( "данные изъяты").
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение отделом муниципального жилищного контроля администрации города Южно-Сахалинска подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ N на имя У.Д.С., в котором со ссылкой на нормы Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации, на Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года N 75, даны разъяснения относительно порядка проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации. Кроме этого сообщено о графике приема граждан мэром, первым вице-мэром и вице-мэрами города ( "данные изъяты").
Удовлетворяя заявление в части признания бездействия администрации города Южно-Сахалинска незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в представленном письме органа местного самоуправления не содержатся ответы по существу вопросов, поставленных жильцами "адрес" в обращении от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем пришел к правильному выводу, что в нарушение приведенных выше норм Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение рассмотрено не полно, не всесторонне и несвоевременно.
Доводы апелляционной жалобы о полноте ответа на обращение допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены и опровергаются имеющимся в материалах дела письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N, из которого следует, что мотивированный ответ на имя У.Д.С. дан лишь по вопросу проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, остальные вопросы, обозначенные в коллективном обращении граждан от ДД.ММ.ГГГГ, оставлены администрацией города Южно-Сахалинска без рассмотрения по существу.
Доводы жалобы о своевременности направления ответа являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции. Так, по смыслу Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Между тем, с учетом установленных обстоятельств данного дела, свидетельствующих о не полном и не всестороннем рассмотрении обращения, отсутствуют основания для вывода о своевременности ответа.
Ссылки в апелляционной жалобе администрации города Южно-Сахалинска на недоказанность нарушения прав жильцов, указанных в коллективном обращении, во внимание судебной коллегией не принимаются, поскольку к предмету настоящего спора не относятся.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 11 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Южно-Сахалинска - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Усольцева
Судьи И.О. Качура
Е.В. Неволина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.