Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Усольцевой И.В.,
судей Качура И.О., Лихачевой С.А.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А. С.О. об оспаривании решений призывной комиссии Сахалинской области от 12 декабря 2014 года о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями и призывной комиссии муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" от 16 декабря 2014 года о призыве на военную службу, возложении обязанности зачислить в запас
по апелляционной жалобе военного комиссара Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда от 27 октября 2015 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признано незаконными решение призывной комиссии Сахалинской области от 12 декабря 2014 года о признании А. С.О. годным к военной службе с незначительными ограничениями и решение призывной комиссии муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" от 16 декабря 2014 года о призыве А. С.О. на военную службу. В удовлетворении требований в остальной части отказано. С Военного комиссариата Сахалинской области в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" Министерства здравоохранения Сахалинской области стоимость экспертизы в размере "данные изъяты" рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения представителя военного комиссариата Сахалинской области Б. О.А., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, А. С.О., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
19 декабря 2014 года А. С.О. обратился в Южно-Сахалинский городской суд с заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" от 16 декабря 2014 года о призыве на военную службу, возложении обязанности зачислить в запас. В обоснование требований указал, что, не смотря на наличие у него заболевания, препятствующего призыву - "гипертоническая болезнь 1 стадии, 3 степени", установленной призывной комиссией муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск", призывной комиссией Военного комиссариата Сахалинской области ему поставлен диагноз "нейроциркулярная дистония по гипертоническому типу" и необоснованно установлена категория годности "Б", в связи с чем он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. С учетом уточнения заявленных требований, просил также признать незаконным решение призывной комиссии Сахалинской области от 12 декабря 2014 года о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены военный комиссариат Сахалинской области, призывная комиссия Сахалинской области.
В судебном заседании административный истец А. С.О., его представитель А. О.В. требования поддержали, представитель военного комиссариата Сахалинской области Б. О.А. в удовлетворении заявления просила отказать. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Судом принято вышеуказанное решение, которое военный комиссар Сахалинской области Р. И. просит отменить, взыскав расходы за проведение судебно-медицинской экспертизы в размере "данные изъяты" рублей с А. С.О. В обоснование ссылается на отсутствие у ГБУЗ "Сахалинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", выполнившего судебно-медицинскую экспертизу по настоящему делу, лицензии на проведение военно-врачебной экспертизы. Не соглашается с отнесением расходов по оплате данной экспертизы на военный комиссариат Сахалинской области, поскольку ходатайство о ее проведении последним не заявлялось. Указывает на отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя решением призывной комиссии муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" от 16 декабря 2014 года в связи с окончанием призыва октябрь-декабрь 2014 года.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
На основании пункта 2 и 3 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с пунктом 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии.
На основании пункта 22 Положения призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.
В силу пункта 22 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной совместным приказа Министра обороны Российской Федерации N 240 и приказом Министра здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации) всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.
В случае несогласия врача - члена призывной комиссии субъекта Российской Федерации с заключением врача-специалиста, проводившего медицинское освидетельствование призывника, освобожденного от призыва, врач - член призывной комиссии субъекта Российской Федерации в листе медицинского освидетельствования (приложение N 4 к Инструкции) делает отметку о необоснованности диагноза, заключения и необходимости направления этого призывника на контрольное медицинское освидетельствование (пункт 24 Инструкции).
На основании пункта 31 Инструкции, если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то соответствующим врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации оформляется лист медицинского освидетельствования (Приложение N 4 к Инструкции).
Призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об отмене решения призывной комиссии, о чем делается запись в протоколе заседаний комиссии субъекта Российской Федерации (приложение N 38 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и разделе IV учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
Как следует из материалов дела А. С.О., 27 января 1992 года рождения, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 647 "О призыве в октябре - декабре 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу по призыву" подлежал призыву на военную службу.
Административный истец в октябре 2014 года прошел медицинское освидетельствование в призывной комиссии муниципального образования городской округ "город Южно-Сахалинск", по результатам которого ему установлен диагноз "гипертоническая болезнь 1 стадии" (по статье 43 "в" Расписание болезней Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе).
Решением призывной комиссии муниципального образования городской округ "город Южно-Сахалинск" от 10 ноября 2014 года административный истец признан ограниченно годным к военной службе (категория годности "В") - ограниченно годен к военной службе, А. С.О. зачислен в запас в связи с установлением диагноза "гипертоническая болезнь 1 стадии, 3 степени, риск 4".
По результатам контрольного медицинского освидетельствования А. С.О. установлен диагноз: "нейроциркулярная дистония по гипертоническому типу - статья 47 "б" Расписания болезней и вынесено заключение о годности его к военной службе по категории "Б".
Решением призывной комиссии Сахалинской области от 12 декабря 2014 года решение нижестоящей комиссии от 10 ноября 2014 года отменено и 16 декабря 2014 года принято решение о призыве А. С.О. на военную службу.
В соответствии с заключением комиссионной судебно-медицинской экспертизы N, выполненной на основании определения суда первой инстанции от 25 мая 2015 года, на момент призыва на военную службу 16 декабря 2014 года у А. С.О. имелось заболевание органов кровообращения - гипертоническая болезнь 1 стадии, 3 степени, подтвержденная результатами стационарного обследования ГБУЗ "Южно-Сахалинская городская больница имени Ф.С.Анкудинова" в период с 20 октября 2014 года по 05 ноября 2014 года. Данных о наличии нейроциркуляторной дистонии в представленной медицинской документации не имеется. Соответственно статье 43 "в" графы I расписания болезней и ТДТ наличие у А. С.О. гипертонической болезни 1 стадии, 3 степени препятствует прохождению им военной службы по призыву.
К названным выводам комиссия экспертов комиссионной судебно-медицинской экспертизы пришла на основании анализа медицинских документов, имеющихся в материалах настоящего дела.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания не доверять указанным выводам экспертов, изложенных в приведенном заключении, поскольку оно соответствует требованиям закона (статье 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), вопросы ставились обеими сторонами процесса, эксперты имеют соответствующее образование и квалификацию, предупреждались об уголовной ответственности.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания решения призывной комиссии Сахалинской области от 12 декабря 2014 года и решения призывной комиссии муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" от 16 декабря 2014 года незаконными.
Ссылки в жалобе на несогласие с заключением судебно-медицинской экспертизы в связи с отсутствием у ГБУЗ "Сахалинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" лицензии на проведение военно-врачебной экспертизы, судебная коллегия находит несостоятельными поскольку военно-врачебная экспертиза по настоящему делу не назначалась и не проводилась.
Ссылка на необоснованность отнесения расходов по оплате судебно-медицинской экспертизы на военный комиссариат Сахалинской области не влияет на законность вынесенного судом решения.
Суд разрешилданный вопрос в соответствии с положениями статей 106, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обоснованно руководствовался разъяснениями, содержащимися в пунктах 18 и 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" и пришел к верному выводу о взыскании стоимости экспертизы с Военного комиссариата Сахалинской области.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что к моменту обращения административного истца в суд, решение о категории годности к военной службе, вынесенное в отношении призывника по результатам медицинского освидетельствования и проведенного в рамках работы призывной комиссии, влияло на его права и законные интересы, возлагало обязанности, поскольку в соответствии с ним принимается решение призывной комиссии, предусмотренное пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
Кроме того, оспариваемые решения призывных комиссий в отношении А. С.О. как нереализованные, не отмены.
Обстоятельства окончания срока призыва на октябрь-декабрь 2014 приняты судом во внимание, ввиду чего А. С.О. обоснованно отказано в удовлетворении требований о возложении обязанности на призывную комиссию зачислить его в запас.
Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 27 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу военного комиссариата Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Усольцева И.В.
Качура И.О.
Лихачева С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.