Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев жалобу дознавателя службы в городе Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области П.А.А. на вступившие в законную силу решение судьи Корсаковского городского суда от 15 марта 2016 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 27 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГБНУ "данные изъяты"",
установила:
постановлением дознавателя службы в городе Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области П.А.А. от 30 января 2016 года N ФГБНУ "данные изъяты" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Корсаковского городского суда от 15 марта 2016 года указанное постановление о привлечении "данные изъяты" к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по делу прекращено.
Решением судьи Сахалинского областного суда от 27 апреля 2016 года названное решение оставлено без изменения.
20 мая 2016 года на перечисленные судебные акты, вступившие в законную силу, должностным лицом, вынесшим постановление, - П.А.А. в Сахалинский областной суд подана жалоба, в которой он просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Оспаривает выводы судей о ненадлежащем извещении законного представителя юридического лица. Полагает, что должностным лицом были приняты надлежащие меры, направленные на извещение руководителя организации.
В возражениях на жалобу ФГБНУ "данные изъяты" просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, считая их законными и обоснованными.
Дело истребовано из Корсаковского городского суда Сахалинской области и поступило в Сахалинский областной суд 26 мая 2016 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Исходя из смысла и содержания части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело, об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу, не извещенного надлежащим образом о времени рассмотрения дела, является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, 22 января 2016 года в отношении ФГБНУ "данные изъяты" составлен протокол об административном правонарушении. При его составлении в качестве защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, участвовал К.В.Е., которому вручена копия протокола с датой рассмотрения дела 29 января 2016 года в 15 часов 00 минут. Сведений о направления указанного протокола в адрес юридического лица, либо его законного представителя не имеется.
29 января 2016 года рассмотрение дело отложено на 30 января 2016 года, в 11 часов 00 минут. Указанное извещение в форме определения направлено в адрес юридического лица в пятницу - 29 января 2016 г. в 16 часов 42 минуты факсимильной связью. Указанное определение получено юридическим лицом 01 февраля 2016 года
При таком положении, судьи нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что порядок рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом нарушен, поскольку оно было рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица, не извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Довод жалобы о надлежащем извещении законного представителя юридического лица посредством факсимильной связи нельзя признать состоятельным, поскольку такое извещение было получено за пределами даты рассмотрения дела. Кроме того, в период рассмотрения должностным лицом административного дела, законный представитель общества находился в командировке, что подтверждается соответствующим приказом.
Тот факт, что защитник законного представителя юридического лица участвовал при рассмотрении дела об административном правонарушении, не освобождало административный орган от извещения самого юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с пункта 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение составляет два месяца, который истек 01 февраля 2016 года.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений указанных норм по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может.
Учитывая, что судом постановление административного органа отменено по процессуальным основаниям, а также то, что на момент рассмотрения дела срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении правомерно прекращено в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда
постановила:
решение судьи Корсаковского городского суда от 15 марта 2016 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 27 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГБНУ "данные изъяты" оставить без изменения, жалобу дознавателя службы в городе Корсакове ПУ ФСБ России по Сахалинской области П.А.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Сахалинскогообластногосуда И.В.Усольцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.