Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу исполняющего обязанности генерального директора акционерного общества "данные изъяты" П.С.М. на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 26 апреля 2016 года по делу о привлечении указанного общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
24 августа 2015 года исполняющим обязанности Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении акционерного общества "данные изъяты" дела об административном правонарушении по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением начальника Сахалинского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области К.С.Е. от 17 сентября 2015 года АО "данные изъяты" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Указанное постановление генеральный директор АО "данные изъяты" Н.В.В. обжаловал в суд.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 26 апреля 2016 года названное постановление изменено: размер административного штрафа снижен до 200000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
На решение судьи исполняющим обязанности генерального директора АО "данные изъяты" П.С.М. подана жалоба, в которой она просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на незаконность проведенной Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки, поскольку она проведена в отсутствие оснований для ее проведения. Считает, что у общества отсутствовала вина в совершении правонарушения, поскольку у него не имелось возможности содержать земельные участки в надлежащем состоянии.
Проверив материалы дела, защитника АО "данные изъяты" Ж.А.Н., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям и указавшего на отсутствие в деле доказательств совершения обществом правонарушения, заместителя Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора А.В.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу частей 1, 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции на день совершения правонарушения) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе, арендаторы земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, 11 августа 2015 года Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства, в том числе при использовании земель сельскохозяйственного назначения АО "данные изъяты"
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований вышеуказанных правовых норм на арендуемых АО "данные изъяты" земельном участке с кадастровым номером N расположены отходы производства и потребления в виде автомобильных покрышек, а земельный участок с кадастровым номером N зарос деревьями, кустарником и сорными растениями на площади 14,44 Га.
Данные нарушения отражены в акте проверки от 11 августа 2015 года.
При таких данных, судьей сделан обоснованный вывод о наличии в действиях АО "данные изъяты" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о правомерном привлечении его к ответственности.
Довод о незаконности проведенной Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором проверки является несостоятельным, поскольку проверка проведена в соответствии с заданием прокуратуры Сахалинской области о проведении проверки соблюдения земельного и градостроительного законодательства от 23 июля 2015 года.
Довод защитника о том, что прокурором не представлены доказательства наличия на земельных участках растительности и автомобильных покрышек опровергается актом проверки, проведенной помощником прокурора с участием государственного инспектора управления Росприроднадзора и главного агронома АО "данные изъяты" Г.С.Ф ... Акт подписан лицами, участвующими в проведении проверки, без замечаний.
В соответствии с частью 2 статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данных о том, что обществом проводились мероприятия по предотвращению зарастания земельных участков деревьями, кустарниками, сорной растительностью, а также их захламления отходами производства и потребления в материалах дела не имеется. Не представлено данных доказательств защитником общества и в судебном заседании при рассмотрении жалобы.
Наказание АО "данные изъяты" назначено с соблюдением требований части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и снижено судьей Южно-Сахалинского городского суда в соответствии с положениями частей 3.2 и 3.3 названной статья Кодекса до 200000 рублей.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 26 апреля 2016 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 26 апреля 2016 года по делу о привлечении акционерного общества "данные изъяты" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности генерального директора акционерного общества "данные изъяты" П.С.М. - без удовлетворения.
СудьяСахалинскогообластногосуда Е.П.Юсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.