Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу И.В.К. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 26 января 2016 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 27 апреля 2016 года по делу о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 26 января 2016 года генеральный директор открытого акционерного общества "данные изъяты" И.В.К. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Указанное постановление И.В.К. обжаловано в суд.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 27 апреля 2016 года постановление административного органа оставлено без изменения.
На указанное решение судьи И.В.К. подана жалоба, в которой он просит об отмене решения и постановления по делу и прекращении производства по нему в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. В обоснование жалобы указывает на то, что на начало второго квартала у общества имелось разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу сроком действия до 30 мая 2015 года, и к концу квартала 18 июня 2015 года получено новое разрешение сроком до 31 декабря 2019 года. При этом нормативы предельно допустимых выбросов ОАО "данные изъяты" утверждены Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области 13 мая 2015 года, что является безусловным основанием для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако по вине контролирующего органа утвержденные нормативы общество смогло получить лишь 28 мая 2015 года, в связи с чем, только 29 мая 2015 года обратилось с заявлением на выдачу разрешения. В период с 31 мая 2015 года по 17 июня 2015 года общество находилось на завершающем этапе по получению разрешения; котлы автономного отопления не работали; заряд аккумуляторов не проводился; в период с 31 мая по 17 июня 2015 года транспортное средство ЗИЛ-ММЗ4502 осуществлял вывоз ТБО два раза; экологические платежи произведены своевременно, при этом за объемы выбросов в период с 31 мая 2015 года плата произведена как за сверхлимитные выбросы. Обращает внимание на то, что организацией, занимающейся экологическим сопровождением общества, произведен расчет фактических выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 31 мая по 17 июня 2015 года, согласно которому за указанный период могло быть выброшено 0,00109842 т загрязняющих веществ, что в 100 раз меньше количества выбросов вмененных обществу в постановлении. В этой связи считает, что отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, связанным с охраной атмосферного воздуха от его загрязнения вредными веществами, превышающими предельно допустимые нормы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав И.В.К. и его защитника В.Е.Ю. поддержавших жалобу по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 14 Федерального закона N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20 ноября 2015 года в отдел экологического надзора Управления Росприроднадзора по Сахалинской области из отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и разрешительной деятельности Управления поступила служебная записка от 20 ноября 2015 года N, согласно которой в результате деятельности ОАО "данные изъяты" во 2 квартале 2015 года осуществлялся выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения, что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО "данные изъяты"
В рамках возбужденного производства было установлено, что в связи с характером деятельности указанного юридического лица (передача в аренду транспортных помещений, нежилых помещений, отапливаемых собственной котельной, зарядка аккумуляторных батарей) в 2011 году обществом получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N от 30 мая 2011 года на объект "производственная территория в "адрес"" сроком действия по 30 мая 2015 года. По окончании срока действия названного разрешения обществом 18 июня 2015 года получено новое разрешение сроком действия по 31 декабря 2019 года.
Следовательно с 31 мая 2015 года по 17 июня 2015 года у ОАО "данные изъяты" отсутствовало специальное разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду во 2 квартале 2015 года в результате деятельности общества в атмосферный воздух в отсутствие разрешения было выброшено 0,137 т. загрязняющих веществ (21 наименование).
Материалами дела установлено, что в период с 31 мая 2015 года по 17 июня 2015 года, в отсутствие специального разрешения, у ОАО "данные изъяты" функционировал объект негативного воздействия - платная автостоянка.
В этой связи судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях директора ОАО "данные изъяты" И.В.К. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При рассмотрении дела установлено, что генеральным директором ОАО "данные изъяты" И.В.К. принимались меры в целях предупреждения правонарушения, фактически документы для получения соответствующего разрешения готовились обществом заблаговременно до истечения срока действия соответствующего разрешения, 23 октября 2014 года соответствующие документы направлены в ООО "данные изъяты" для разработки проекта предельно допустимых выбросов по ОАО "данные изъяты" 15 апреля 2015 года проект нормативов предельно допустимых выбросов и иные документы направлены руководителю Управления Росприроднадзора по Сахалинской области для их согласования и утверждения. Проект утвержден 13 мая 2015 года и получен генеральным директором 28 мая 2015 года. С заявлением для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ он обратился на следующий день 29 мая 2015 года.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что экологические платежи осуществлялись обществом своевременно и в установленном размере, непродолжительный период ведения деятельности в отсутствие разрешения, небольшое количество выбросов в атмосферный воздух, осуществленное в результате деятельности общества в данный период, считаю, что действия И.В.К. хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, однако не представляют существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
При таких обстоятельствах имеются основания для освобождения И.В.К. от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и объявления ему устного замечания.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 26 января 2016 года и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 27 апреля 2016 года по делу о привлечении И.В.К. к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Освободить И.В.К. от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении И.В.К. прекратить.
Судья Сахалинского областного суда Е.П. Юсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.