Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С., при секретаре Соломахиной О.А., рассмотрев жалобу СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" на постановление судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 30 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, вынесенное в отношении СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат",
установил:
постановлением судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 30 июня 2016 года СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе на указанное постановление СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" просит его изменить, снизив размер штрафа, полагая, что суд, сославшись на положения ст. 4.1 КоАП РФ, не применил их, снижения размера административного штрафа по отношению к СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" не произошло.
О рассмотрении жалобы СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" извещено надлежаще, явка законного представителя или защитника не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило.
Ознакомившись с жалобой, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Правительством Российской Федерации 16 апреля 2012 года утверждены Постановление N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" и соответствующее Положение.
В соответствии с пунктом 6 данного Положения под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. "а", "б" п. 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона N99.
Частью 11 статьи 19 ФЗ N 99 установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований (применительно к медицинской деятельности) могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух или более граждан, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.
В соответствии с подп. "а" и "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, одним из лицензионных требований, предъявляемого к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение порядков оказания медицинской помощи и соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Положениями ст. 20 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 20 вышеназванного ФЗ).
Как следует из материалов дела, СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" на основании лицензии N от (дата) осуществляет медицинскую деятельность. В соответствии с Уставом целью деятельности Учреждения является удовлетворение потребностей в социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов первой и 2 групп, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе; предметом деятельности учреждения является стационарное социальное обслуживание лиц вышеназванных категорий.
В период с 15 марта 2016 года по 30 марта 2016 года Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области на основании приказа Врио руководителя от 16.05.2016 N П67-82/16 в отношении СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" по адресу осуществления его медицинской деятельности: Смоленская область, Рославльский район, дер. Никольское проведена внеплановая выездная проверка соблюдения указанным медицинским учреждением порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
В рамках проверки выявлены нарушения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, статьями 20 и 90 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которые зафиксированы в акте проверки N 58 от 23 мая 2016 года.
05 мая 2016 года ведущим специалистом отдела лицензирования медицинской деятельности управления лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ Нагорной Е.Р. в отношении СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу в ходе проверки установлено, что в СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" отсутствует необходимое предварительное условие медицинского вмешательства - дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставления медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Вышеназванное нарушение лицензионных требований привело к возникновению реальной угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, в связи с чем может быть отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований.
При составлении протокола присутствовал законный представитель юридического лица - директор Процик А.А., которая вину в совершении административного правонарушения СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" признала, указав на то, что ведется работа по его устранению.
Обстоятельства совершения СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 19 от 05 мая 2016 года; распоряжением (приказом) Врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Смоленской области о проведении плановой выездной проверки в отношении СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" от 19 февраля 2016 года N П67-22/16; актом проверки Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области юридического лица от 30 марта 2016 года N 29/1; предписанием Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области об устранении выявленных нарушений; Уставом СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" ; свидетельствами о внесении записи в ЕГРЮЛ и постановке на учет в налоговом органе и другими материалами дела.
Представленные доказательства полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат".
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства были проверены судьей районного суда на предмет допустимости, достаточности и достоверности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
С учетом совокупности собранных доказательств и фактических обстоятельств, свидетельствующих о грубом нарушении СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, судья при рассмотрении дела пришел к правильному выводу о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения.
Доводы защитника СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" о том, что на момент проверки в медицинской документации больных имелись необходимые добровольные согласия недействующего образца, которые по своей форме не отличаются от ныне действующих правомерно отклонены судьей районного суда, как не нашедшие своего подтверждения.
Представленные в материалы дела согласия на лечение и госпитализацию в психиатрический стационар, подписанные пациентами, по форме и содержанию и смысловой нагрузке значительно отличаются от ныне действующего добровольного согласия, в связи с чем невозможно признать их идентичными по отношению друг к другу.
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции учел положения пунктов 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизив размер административного штрафа со 150000 рублей до "данные изъяты" рублей.
Снижение размера административного штрафа допускается только в исключительных случаях с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица. Применение указанной нормы является правом, а не обязанностью суда. Оснований для снижения административного штрафа в большем размере, а также применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным по делу не установлено.
По настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, положения действующих норм законодательства в затронутой сфере применены правильно, каких-либо нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления судьи, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 30 июня 2016 года, принятое в отношении юридического лица - СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу СОГБУ "Никольский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.
Судья О.С. Савушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.