Судья Смоленского областного суда Чеченкина Е.А., при секретаре Коротиной А.В., рассмотрев протест Смоленского транспортного прокурора Кузнеченко П.Ю. на решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 20 мая 2016 года, вынесенное в отношении начальника Смоленской дистанции электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Чудаева И.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве N от (дата) начальник Смоленской дистанции электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Чудаев И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" руб.
Решением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 20 мая 2016 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения.
В принесенном протесте прокурор ставит вопрос об отмене состоявшегося решения судьи, как незаконного и необоснованного и о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в Мещанский районный суд г. Москвы.
Выслушав объяснения прокурора Степушенковой А.П., поддержавшей доводы протеста, объяснения Чудаева И.Н. и его защитника Немцевой А.А., возражавших в удовлетворении указанного, проверив материалы дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
Часть 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В силу положений ст. 213 ТК РФ за счет средств работодателя работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в 5 лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п. 4, 5 и 9 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695, освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением, не реже одного раза в 5 лет, по результатам которого работнику под роспись выдается решение комиссии (в письменной форме) о пригодности либо непригодности работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование, а работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.76 ТК РФ).
Согласно ст. 24.1 КоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).
Судья, исходя из общих принципов правосудия, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан непосредственно исследовать доказательства по делу.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Смоленской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов различных ведомств проверки Смоленской дистанции электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", расположенной по адресу: г. ... , установлено, что в нарушение норм ст. 213 ТК РФ сотрудник указанной организации Л., работающий в должности электромонтера контактной сети 4 разряда бригады по планово-предупредительным работам и текущему содержанию устройств на основании трудового договора N N от (дата) и дополнительного соглашения к нему от (дата) , не прошел обязательное психиатрическое освидетельствование и на момент проведения проверки (5 ноября 2015 года) не имел действующего решения о результатах такого освидетельствования.
На основании выявленных проверкой нарушений в соответствии с постановлением Смоленского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от (дата) ., постановлением об административном правонарушении государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве N от (дата) начальнику Смоленской дистанции электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Чудаеву И.Н. как руководителю вменено нарушение статей 76, 212 ТК РФ, связанное с необоснованным допуском и неотстранением (неизданием работодателем соответствующего приказа) Л., выполняющего работы по техническому обслуживанию и ремонту контактной сети, устройств электроснабжения, в том числе на высоте, осуществляющего работы в границах действующих железнодорожных путей и проход по ним к месту проведения работ, а также работы с источниками постоянных электрических и магнитных полей, в связи с тем, что он не имел на момент проверки действующего решения о результатах психиатрического освидетельствования о его пригодности к выполнению трудовых функций.
Данное бездействие квалифицировано по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В решении по жалобе на данное постановление судья пришел к выводу об отсутствии в действиях начальника Смоленской дистанции электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Чудаева И.Н. состава вмененного административного правонарушения, поскольку не опровергнуты его доводы о возложении обязанностей по организации работы по обеспечению безопасных условий и охраны труда на главного инженера дистанции, вместе с тем указав, что допуск Л. к работе не повлек наступления общественно-опасных последствий.
При этом судьей районного суда не учтено то обстоятельство и ему не дана правовая оценка, что начальник Смоленской дистанции электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Чудаев И.Н. в соответствии с разделом 1 приказа N от (дата) "О распределении обязанностей между руководителями Смоленской дистанции электроснабжения" организует работу и несет ответственность за обеспечение эффективного управления технологическим комплексом дистанции электроснабжения с целью обеспечения перевозочного процесса; в пределах своей компетенции представляет интересы ОАО "РЖД" (п.1.2).
Кроме того, в соответствии с пунктами 1.3, 1.4, 1.6 данного приказа на начальника Смоленской дистанции электроснабжения Чудаева И.Н. возложена обязанность по общему руководству работой по охране труда; изданию приказов, обязательных для всех работников дистанции; управлению кадровыми ресурсами.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу прямого указания закона (примечания к ст. 2.4 КоАП РФ) руководители, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, в ходе производства по настоящему делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену решения судьи как незаконного и необоснованного с возвращением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Оснований для направления настоящего дела на рассмотрение в Мещанский районный суд г. Москвы, о чем просит в протесте прокурор, не имеется.
Срок привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год и на данный момент не истек.
При новом рассмотрении и принятии решения по настоящему делу судье необходимо вернуться к вопросу о наличии малозначительности в действиях должностного лица Чудаева И.Н.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
решил:
Решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 20 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении начальника Смоленской дистанции электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Чудаева И.Н. отменить, возвратить дело в Заднепровский районный суд г. Смоленска на новое рассмотрение
Судья Е.А. Чеченкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.