Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Дмитриевой Г.И.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Шекиной В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Румянцева В.С. на решение Велижского районного суда Смоленской области от 17 мая 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию Гапоненковой М.Н., представителя СОГБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки" Дудуния Т.Н., судебная коллегия
установила:
Румянцев B.C. обратился в суд с иском к Сектору социальной защиты "Велижский район" (далее - Сектор), СОГБУ "Реабилитационный центр для детей и инвалидов молодого возраста с ограниченными возможностями "Вишенки" (далее по тексту - СОГБУ "Вишенки"). В обосновании требований указал, что его мать обратилась в Сектор о предоставлении ему бесплатной путевки в реабилитационный центр для проведения реабилитационных мероприятий для улучшения состояния его здоровья. (дата) . сотрудник Сектора сообщила о наличии путевки в СОГБУ "Вишенки", которую истец должен оплачивать в размере 75% от своего дохода, которым является только пенсия, что также подтвердили в СОГБУ "Вишенки". Считал данные действия ответчиков незаконными, так как Федеральный закон N181-ФЗ от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" предусматривает реабилитацию инвалидов за счет средств федерального бюджета (л.д.4-5). Просил суд: признать незаконными действия Сектора по оплате реабилитации в СОГБУ "Вишенки" в размере 75% от своего дохода; обязать Сектор предоставить бесплатную путевку в СОГБУ "Вишенки"; признать незаконными действия СОГБУ "Вишенки" об оплате реабилитации в размере 75% от дохода, при наличии бесплатной путевки; обязать СОГБУ "Вишенки" провести реабилитационные мероприятия бесплатно.
В судебном заседание, истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, так как по программе ИПР реабилитация должна быть предоставлена ему бесплатно.
Определением суда от 22.04.2016г. к участию в деле, в качестве соответчика привлечен Департамент Смоленской области по социальному развитию (далее по тексту -Департамент).
Представитель Сектора и Департамента - Падеко Л.Д. в судебном заседание иск не признала, просила отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в возражениях. Дополнительно пояснила, что Румянцев В.С. не обращался к ним с письменным заявлением на получение путевки, истец не относится к категории лиц, которым в силу ч.1 ст.31 ФЗ РФ N442-ФЗ от 28.12.2013 г. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальная услуга в стационарной форме социального обслуживания оказывается бесплатно.
Представитель СОГБУ "Вишенки" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в поступившем в суд заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие. В представленных в суд возражениях на иск, просил отказать в его удовлетворении по доводам, аналогичным доводам Департамента.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд определилрассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Велижского районного суда Смоленской области от 17 мая 2016 года в удовлетворении иска Румянцеву В.С. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, обращает внимание на документы, приложенные к жалобе, подтверждающие, что СОГБУ "Центр "Вишенки" относится к медицинским учреждениям, оказывающим социально-медицинские услуги, цели и задачи его создания.
От Департамента Смоленской области и СОГБУ "Центр "Вишенки" поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых полагают, что решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку вынесено с соблюдением норм процессуального и материального права, выводы суда подтверждаются материалами гражданского дела, а апелляционная жалоба Румянцева В.С. - без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N442-ФЗ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Закона N442-ФЗ, ред. от 21.07.2014).
Постановлением Администрации Смоленской области от 26.05.2014 N 391 (ред. от 03.03.2016г.) "Об утверждении Положения о Департаменте Смоленской области по социальному развитию" предусмотрены функции Департамента, организация работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании граждан, составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг.
Департамент Смоленской области по социальному развитию и его отделы (сектора) в пределах своих полномочий рассматривают вопросы социального обслуживания граждан нуждающихся в социальном обслуживании, осуществляют выдачу направлении на социальное обслуживание в стационарной форме, при поступлении от гражданина письменного заявления и необходимых для этого по перечню документов.
Из материалов дела следует, что Румянцев B.C., (дата) г. рождения (на день обращения в суд с иском возраст - 24 года), является гражданином Российской Федерации, имеет постоянное место жительства: ...
Румянцев B.C. является инвалидом "данные изъяты" группы, инвалидность установлена повторно (дата) г., сроком до (дата) г.
В обоснование своих требовании, Румянцев B.C. указывал на устное обращение его матери в отдел социальной защиты (Сектор) по вопросу направления истца в реабилитационный центр, как инвалида, для прохождения медицинских реабилитационных мероприятий по восстановительному лечению, сведений о подаче письменного заявления истцом с необходимыми документами не имеется, а также указывал на информирование его по телефону о наличии путевки в СОГБУ "Вишенки" за плату в размере 75 % полной её стоимости, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно статьи 14 Закона N442-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. (ч.3 ст.19 Закона N442-ФЗ).
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются различные виды социальных услуг, в том числе, социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья (ст.20 Закона N442-ФЗ)
В силу ч. 1 статьи 31 Закона N442-ФЗ социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно: 1) несовершеннолетним детям; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Согласно ч.3 статьи 32 Закона N442-ФЗ социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным статьей 17 настоящего Федерального закона (ч.4-5 ст.32 Закона N442-ФЗ).
Проанализировав указанные нормы, материалы дела, пояснения сторон, суд, исходя из того, что истец не обратился в сектор социальной защиты для признания его нуждающимся в социальном обслуживании в установленном порядке, к категориям лиц имеющих право на ее бесплатное получение он не относится, следовательно, оснований для получения социальной услуги Румянцевым B.C. бесплатно не имеется, поскольку предоставление истцу информации о предоставлении социальной услуги не противоречит Федеральному закону от 28.12.2013 N442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Постановлению Администрации Смоленской области от 12.09.2014 N 645 (ред. от 13.04.2016) "Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Смоленской области", нарушении прав Румянцева B.C. со стороны ответчиков не допущено, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ч.3 ст. 31 Закона N442-ФЗ).
В данном случае, предоставление гражданам социальных услуг и размер их выплаты производится в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 12.09.2014 N645 (ред. от 13.04.2016) "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщикам социальны услуг в Смоленской области" (далее - Постановления N645).
В соответствии с п. 3.1 Постановления N645 социальные услуги предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключенного поставщиком социальных услуг с гражданином или его законным представителем в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг (п.3.1).
Социальные услуги предоставляются в Смоленской области поставщиками социальных услуг бесплатно либо за плату или частичную плату на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, представленной поставщику социальных услуг (п.4.1).
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно: 1) несовершеннолетним детям; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов (п.4.3).
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно: - лицам без определенного места жительства и занятий; - одному из родителей (лицу, его заменяющему) ребенка-инвалида (инвалида молодого возраста от 18 до 35 лет), нуждающегося в постоянном постороннем уходе и являющегося получателем социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания граждан, если на дату обращения среднедушевой доход родителя (лица, его заменяющего) ребенка-инвалида (инвалида молодого возраста от 18 до 35 лет) не превышает величину прожиточного минимума, установленную по основным социально-демографическим группам населения в Смоленской области в соответствии с областным законом "О порядке установления величины прожиточного минимума в Смоленской области" (п.4.5).
Плата за предоставление социальных услуг взимается в размере, установленном постановлением Администрации Смоленской области от 09.09.2014 N 637 "О размере платы за предоставление социальных услуг и порядке ее взимания" (п.4.6).
Согласно п.1.2 Постановления Администрации Смоленской области от 09.09.2014г. N 637 (ред. от 29.12.2015) "О размере платы за предоставление социальных услуг и порядке ее взимания", размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания граждан соответствует размеру ежемесячной платы за предоставление социальных услуг, рассчитанному в соответствии с частью 4 статьи 32 Закона N442-ФЗ.
Таким образом, вышеуказанные нормы предусматриваются предоставление истцу социальной услуги в виде социального обслуживания в стационарной форме нуждающегося гражданина, при согласии на ее получение, за плату, на основании заключенного договора.
Румянцев В.С. в качестве основания для бесплатного направления и пребывания в СОГБУ "Вишенки" указывает на необходимость прохождения реабилитационных медицинских мероприятий по восстановительному лечению, как инвалиду.
В силу ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N181) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.11 Федерального закона N181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР) Румянцева В.С. от (дата) ., разработанной до (дата) ., в качестве мероприятии медицинской реабилитации с (дата) . до (дата) г. указана восстановительная терапия согласно стандартам амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (наблюдение специалистов, лекарственное обеспечение, стационарное лечение по медицинским показаниям) в организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь. В санаторно-курортном лечении не нуждается.
Из ответов Департамента Смоленской области по здравоохранению, ОГБУЗ "Больница медицинской реабилитации" от (дата) . усматривается о прохождении лечения истцом в медицинских учреждениях.
(дата) . Румянцев В.С. осмотрен главным специалистом - реабилитологом "данные изъяты"., рекомендовано: наблюдение невролога и хирурга; ЛФК самостоятельно постоянно; применение методов физиотерапии противопоказано из-за сопутствующего заболевания.
При этом, из ответа ОГБУЗ "Велижская ЦРБ" от (дата) . следует, что восстановительная терапия истцу оказывается. (дата) . Велижской ЦРБ направлен запрос в ФГУЗ ЦКБВЛ ФМБА России Московской области "данные изъяты" о возможности лечения в данном учреждении, (дата) . получен ответ, где отказано Румянцеву В.С. в госпитализации в условиях ЦКБВЛ, так как эпиприступы являются противопоказанием. ОГБУЗ "Велижская ЦРБ" в своей работе использует стандарты и порядки амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.
Согласно приказу Департамента Смоленской области по здравоохранению N от (дата) . "Об организации медицинской реабилитации на территории Смоленской области" в перечень областных государственных медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию, ОГБУЗ "Вишенки" не входит, это учреждение является реабилитационным центром для детей и инвалидов молодого возраста с ограниченными возможностями, что также видно из Устава СОГБУ "Вишенки", с изменениями от (дата) г.
Доказательств в подтверждение своих доводов, истцом, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Таким образом, суд, пришел к обоснованному выводу о том, что нарушения прав истца ответчиками не допущено, их действия по предоставлению социальной услуги не противоречат нормам Федерального закона N442-ФЗ от 28.12.2013г. и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, поскольку мероприятия, относящиеся к медицинской реабилитации Румянцева B.C., как инвалида, в части восстановительной терапии, оказываемой за счет средств федерального бюджета, отраженные в индивидуальной программе реабилитации, и оказание социальной услуги в виде социального обслуживания в стационарной форме нуждающегося гражданина, с выдачей индивидуальной программы, предоставляются различными учреждениями, определенной категории лиц, при соблюдении определенной процедуры.
Ссылка в жалобе на приложенные к ней документы, а именно копию положения о социально-реабилитационном отделении СОГАУ "ГЦ "Вишенки", копию положения об отделении общего типа СОГАУ "ГЦ "Вишенки", копию положения об отделении милосердия СОГАУ "ГЦ "Вишенки", подтверждающие оказание данным учреждением социально-медицинских услуг, его цели и задачи создания, судебная коллегия признает несостоятельной поскольку, данные документы, не относятся к деятельности СОГБУ "Реабилитационный центр для детей и инвалидов молодого возраста с ограниченными возможностями "Вишенки", а определяют деятельность СОГАУ "Геронтологический центр "Вишенки".
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку сводятся к несогласию с обжалуемым решением, в связи с иной оценкой доказательств.
Юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Велижского районного суда Смоленской области от 17 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Румянцева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.