Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
при секретаре Шаклеиной Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 февраля 2016 года, которым удовлетворены исковые требования Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах Григорьевой Т.С..
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Федоненковой Е.В. в поддержание доводов жалобы, объяснение прокурора Юрченковой Л.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, объяснение истицы Григорьевой Т.С., судебная коллегия
установила:
Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области в интересах Григорьевой Т.С. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по теплоснабжению жилого помещения, указав на необоснованность отказа ответчика в назначении Григорьевой Т.С., как инвалиду "данные изъяты" группы, указанной меры социальной поддержки со ссылкой на наличие у Григорьевой Т.С. права получать данную меру социальной поддержки по месту ее жительства (постоянной регистрации) в г. "данные изъяты". Просил обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию назначить Григорьевой Т.С. выплату денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов платы с учетом расходов по оплате коммунальной услуге по теплоснабжению (отоплению).
Представитель Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Накцева И.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
В судебное заседание истица Григорьева Т.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Гапоненкова М.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, указав на обоснованность отказа в назначении выплаты денежной компенсации на оплату коммунальных услуг в части оплаты расходов по коммунальной услуге теплоснабжения.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 февраля 2016 года исковые требования Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах Григорьевой Т.С. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по теплоснабжению жилого помещения удовлетворены. На Департамент Смоленской области по социальному развитию возложена обязанность по назначению и ежемесячному произведению Григорьевой Т.С. выплаты денежного эквивалента пятидесятипроцентной скидки по оплате коммунальной услуги по теплоснабжению (отоплению) жилого помещения с (дата) года.
В апелляционной жалобе Департамент Смоленской области по социальному развитию просит отменить решение суда и принять по делу новое, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме. Ссылается на законность решения отдела социальной защиты населения в г. Смоленске об отказе истице в назначении и выплате денежного эквивалента в связи с постоянной регистрацией в г. "данные изъяты", где она и имеет право на получение указанной меры социальной поддержки.
На апелляционную жалобу поступили возражения и.о. Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Голяк М.И., в которых он считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Департамента Смоленской области по социальному развитию не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 3. ст. 160).
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом установлены конкретные меры социальной защиты инвалидов, в частности, в соответствии с абз. 13 ст. 17 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии со ст. 28.2 (далее - Закон N 181-ФЗ) полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Смоленской области от 29 марта 2007 года N 104 (утратившим силу на основании постановления Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 года N 713) было утверждено Положение о предоставлении мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, зарегистрированным по месту жительства на территории Смоленской области, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Положение). Нормы указанного положения действовали в период обращения истца Григорьевой Т.С. к ответчику по вопросу назначения мер социальной поддержки.
Предоставление на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, зарегистрированным по месту жительства на территории Смоленской области (далее - получатели), в соответствии с п. 1 Положения (в редакции, действующей до 03 июля 2015 года) осуществляется в денежной форме путем начисления и выплаты ежемесячно денежного эквивалента 50-процентной скидки на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (далее - денежный эквивалент).
В соответствии с п. 2.1, 2.2. Положения для начисления денежного эквивалента получатель или его представитель подает в сектор социальных выплат, приема и обработки информации смоленского областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат, приема и обработки информации" по месту жительства (месту пребывания) получателя или в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг по месту жительства (месту пребывания) получателя заявление о начислении и выплате денежного эквивалента.
Получатель или его представитель одновременно с заявлением представляет: 1) документ, удостоверяющий личность получателя (если заявление и документы подаются получателем); 2) справку об установлении инвалидности получателю, выданную уполномоченным на то органом; 3) договор социального найма или договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда в случае, если информация о сведениях, содержащихся в указанных договорах, не находится в распоряжении органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере жилищно-коммунальных услуг, или подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Смоленской области, муниципальными правовыми актами (далее - органы или организации); 4) квитанции на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения, в случае, если информация о сведениях, содержащихся в указанной квитанции, не находится в распоряжении органов или организаций; 5) документы, содержащие сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае, если указанные документы не находятся в распоряжении органов или организаций; 6) соглашение о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (если у получателя имеется такая задолженность) в случае, если информация о сведениях, содержащихся в указанном соглашении, не находится в распоряжении органов или организаций; 7) справку с места жительства (места пребывания) получателя, содержащую сведения о количестве лиц, зарегистрированных совместно с получателем по месту его жительства (месту пребывания), в случае, если указанная справка не находится в распоряжении органов или организаций; 8) документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя получателя (если заявление и документы подаются представителем получателя).
Согласно п.п. 2.4, 2.6, 2.18 Положения денежный эквивалент начисляется получателю с момента обращения, но не ранее возникновения права на его получение до момента окончания установления срока инвалидности.
Начисление и выплата денежного эквивалента по месту пребывания на территории Смоленской области производятся при условии неполучения денежного эквивалента по месту жительства.
Решение о начислении и выплате либо отказе в начислении денежного эквивалента принимается отделом (сектором) социальной защиты населения Департамента по месту жительства (месту пребывания) получателя в течение 10 рабочих дней со дня получения от сектора Учреждения либо МФЦ заявлений, указанных в пунктах 2.1, 2.12 настоящего Положения, и документов, указанных в пунктах 2.2, 2.2.1, 2.3, 2.13-2.15 настоящего Положения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Григорьева Т.С. является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию бессрочно.
Григорьева Т.С. является собственником жилого помещения по адресу: ...
С (дата) года истец имеет постоянную регистрацию по адресу: г. ... В настоящее время истец проживает и зарегистрирована по месту пребывания на срок с (дата) года по (дата) года по адресу: ...
В этой связи Григорьевой Т.С. по месту пребывания начисляется плата за коммунальные услуги, в том числе за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, подачу электрической энергии и газа и отопление.
На основании обращения Григорьевой Т.С. отделом социальной защиты населения в Ярцевском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию с (дата) года истцу назначена выплата денежного эквивалента 50-процентной скидки по оплате коммунальных услуг (кроме отопления) за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение горячей воды, подачу электрической энергии и газа, о чем в адрес истца направлено уведомление N от (дата) года.
Отказывая истцу в назначении и выплате денежного эквивалента 50-процентной скидки по оплате коммунальной услуги по отоплению жилого помещения отдел социальной защиты населения в Ярцевском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию исходил из того, что истец имеет право на получение указанной меры социальной поддержки по месту постоянной регистрации в г. "данные изъяты", где ей начисляется плата за отопление и жилое помещение.
Согласно письменному сообщению комитета по социальной политике "данные изъяты" Правительства "данные изъяты" от (дата) года по вопросу предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту пребывания Григорьевой Т.С. рекомендовано обратиться в органы социальной защиты г. Ярцево.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию в предоставлении истцу выплаты денежного эквивалента 50-процентной скидки по оплате коммунальной услуги по отоплению жилого помещения является необоснованным, поскольку истец по месту своего пребывания в Смоленской области является получателем меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по теплоснабжению, а исключение (выделение) ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по теплоснабжению из состава мер социальной поддержки нарушает права истца как получателя соответствующей льготы.
При этом суд обоснованно отклонил довод ответчика о том, что действия Департамента Смоленской области по социальному развитию основаны на положениях Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, поскольку он основан на неверном толковании указанного нормативного акта.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
Довод жалобы ответчика о том, что факт временного отсутствия по месту жительства не снимает с истца обязанности по внесению приходящейся на неё долю в общей сумме платежей за содержание жилья, отопления жилого помещения и коммунальных услуг на общедомовые нужды в г. "данные изъяты", в связи с чем отсутствуют основания для предоставления мер социальной поддержки по оплате указанных услуг в Смоленской области, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе) судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.