Судебная коллегия по гражданским делам (апелляционная инстанция) Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: судьи Шитиковой Т.М.,
судей: Бобриковой Л.В., Хлебникова А.Е.,
при секретаре Давыдовой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Васильченко С.В. на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 31 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Бобриковой Л.В., объяснения Васильченко С.В., ее представителя Новикова И.Е. в поддержание жалобы, возражения представителей Департамента Смоленской области по социальному развитию Ивановой О.А., Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Жеребнюка А.А., судебная коллегия
У с т а н о в и л а :
Васильченко С.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Васильченко А.С., (дата) . рождения, обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании незаконным постановления Администрации Стабенского сельского поселения от 08.12.2015г. N 91, признании права на обеспечение жильем и включении в федеральную целевую программу. В обоснование заявленных требований указано, что с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) она проживала в населенном пункте, отнесенном к зоне проживания с правом отселения, где и родила сына, однако постановлением органа местного самоуправления от 08.12.2015г. N 91 ей отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Впоследствии требования уточнила, просила признать незаконным названное выше постановление, признать Васильченко С.В. и сына Васильченко А.С. нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, признать право сына Васильченко А.С. на обеспечение его жильем в составе семьи - два человека путем выдачи ему государственного жилищного сертификата по подпрограмме Правительства РФ "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, включив его в составе семьи из двух человек в данную подпрограмму и в состав ее участников.
В судебном заседании представитель истца Новиков И.Е. требования поддержал.
Представители Департамента Смоленской области по социальному развитию Иванова О.А. и Гапоненков М.Н. иск не признали, ссылаясь на обоснованность отказа в соответствии с положениями ч.3 ст.22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. N 1244-1.
Представитель Администрации Стабенского сельского поселения Смоленской области, извещенный надлежащим образом о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Представители третьих лиц - Управления опеки и попечительства Администрации г.Смоленска, Управления опеки и попечительства Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области просили рассмотреть дело без их участия.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 31.03.2016г. Васильченко С.В. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Васильченко С.В. просит указанное судебное постановление отменить и вынести новое, удовлетворив требования истца в полном объеме. Доводы жалобы при этом сводятся к незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта, нарушению норм материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений Департамента Смоленской области по социальному развитию, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 11 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Порядок возмещения вреда и меры социальной поддержки таких граждан установлены ст.17 Закона.
Так, в соответствии с п.7 ст.17 Закона таким гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В судебном заседании установлено, что Васильченко С.В. и Васильченко А.С., (дата) . рождения, имеют удостоверения от 10.08.2009г., предоставляющие право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В удостоверениях указано, что истцы являются выехавшими добровольно из зоны проживания с правом на отселение и проживали в ... с (дата) по (дата) (Васильченко С.В.) и с (дата) по (дата) .(Васильченко А.С.).
Решением "данные изъяты" суда Брянской области от (дата) , вступившим в законную силу, установлен факт проживания Васильченко С.В. в ... с (дата) по (дата) .
29.04.2015г. и 20.11.2015г. Васильченко С.В. обращалась в Администрацию Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с заявлениями о включении ее семьи в федеральную программу по обеспечению жильем, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 08.12.2015г. N 91 ей отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на положения абз.4 ст.22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Отказывая в удовлетворении заявленных Васильченко С.В. требований, суд первой инстанции указал на отсутствие обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на льготы, предусмотренные п.7 ст.17 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1. При этом суд исходил из тех обстоятельств, что после выезда (дата) из зоны радиоактивного заражения Васильченко С.В. повторно добровольно вернулась в указанную зону, а Васильченко А.С. проживал в ... , отнесенном к зоне с правом на отселение с (дата) , то есть после 01.01.1994г.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, так как он постановлен при неправильном применении норм материального права.
Васильченко А.С. родился (дата) в ... , отнесенном к зоне проживания с правом на отселение.
Поскольку Васильченко А.С. относится к категории граждан, указанных в п.11 ч.1 ст.13 Закона, то в соответствии с ч.1 ст.22 закона он имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 закона, в том числе и в виде обеспечения жилой площадью.
Вывод суда о том, что Васильченко А.С. не имеет право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем на основании ч.3 ст.22 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является неверным исходя из следующего.
В соответствии с ч.3 ст.22 Закона гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 01 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются.
Указанная норма закона не может быть применена к спорным правоотношениям, т.к. Васильченко А.С. в добровольном порядке не выезжал в зону, пострадавшую в результате чернобыльской катастрофы, а родился (дата) и с рождения проживал в ... , который относится к зоне проживания с правом на отселение.
Данный вывод корреспондируется с мнением судьи Конституционного Суда Российской Федерации С.М.Казанцева к Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016го N 135-О, в соответствии с которым ограничения, содержащиеся в части третьей статьи 22 Закона, не должны применяться к детям, родившимся в зоне отселения, в том числе и после 1 января 1994 года, т.к. они оказались на загрязненной территории в силу факта рождения и не имели возможности самостоятельно выбрать другое место жительства и выехать с этих территорий в силу несовершеннолетнего возраста. Данные ограничения касаются только совершеннолетних лиц, самостоятельно и добровольно принявших решение о въезде в зону радиоактивного загрязнения и впоследствии выехавших из нее.
С учетом изложенного, постановление Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 08.12.2015г. об отказе в признании Васильченко С.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на абз.4 ст.22 базового чернобыльского закона, является незаконным, а судебное решение в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований.
Вместе с тем, несмотря на признание права Васильченко А.С. на обеспечение жильем в составе семьи 2 человека в соответствии с указанными выше нормами закона, у судебной коллегии отсутствуют основания для удовлетворения всех остальных заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с положениями ст.17 закона указанным гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в обеспечении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005г. жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010г. утверждена целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в соответствии с которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы.
В силу пп.е п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006г., право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. и имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст.14-17,22 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1.
Правовой механизм обеспечения жильем таких граждан закрепляется Правилами, предусматривающими в качестве формы обеспечения жильем предоставление субсидии на его приобретение, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правила предусматривают добровольное участие в подпрограмме на условиях, на которых она предоставляется, и закрепляют возможность получения удостоверяемой сертификатом социальной выплаты гражданам, отвечающим требованиям, указанным в пункте 5 этих Правил и изъявившим такое желание.
Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод о том, что одним из обязательных условий для участия в подпрограмме является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Соответственно, положения базового чернобыльского закона являются отсылочными и корреспондируются с положениями ЖК РФ, регламентирующими порядок и основания для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как указывает Васильченко С.В. в своем заявлении, ее семья проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ... , собственником которого она не является и не является членом семьи собственника.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Однако доказательств для признания семьи Васильченко С.В. нуждающейся в жилом помещении и постановки ее на учет, материалы дела не содержат.
Как видно из материалов дела, 29.04.2015г. Васильченко С.В. на имя Главы администрации муниципального образования Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области подано заявление о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.15). В заявлении не указано о приложении к нему каких-либо документов. Исходя из пояснений Васильченко С.В. в суде апелляционной инстанции, ею к заявлению были приложены только копии паспортов, удостоверений о праве на льготы и справка о составе семьи. Представитель муниципального образования не смог ни подтвердить, ни опровергнуть представление истицей данных документов в связи с наличием в архиве только одного заявления, без каких-либо приложений к нему, и увольнением работника, принимавшего заявление.
Между тем, статьей 4 Закона Смоленской области от 13.03.2006г. N 6-з (в редакции от 27.02.2014г.) "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области", предусмотрен перечень необходимых для представления документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таков полный пакет документов Васильченко С.В. ни в орган местного самоуправления, ни в суд первой инстанции представлен не был.
Поскольку решение о принятии на учет или об отказе принятия на учет, принимаемое по результатам рассмотрения заявления и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов относится к компетенции органа местного самоуправления, который вопрос признания семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий по существу не рассматривал, он может быть разрешен указанным органом только после представления истицей всех необходимых документов.
С учетом изложенного решение суда в части отказа в удовлетворении остальных требований истца (признании нуждающимся в жилом помещении, признании права на обеспечение жильем путем выдачи государственного жилищного сертификата, включении Васильченко А.С. в составе семьи 2 чел. в состав участков подпрограммы) подлежит оставлению без изменения.
А поскольку постановление от 08.12.2015г. N 91 признано судебной коллегией незаконным, в целях восстановления нарушенных прав истца судебная коллегия считает необходимым указать Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на то, что в случае признания семьи истца нуждающейся в жилом помещении принятие ее на учет следует осуществить с даты подачи ею первоначального заявления, а именно 29.04.2015года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Смоленского районного суда Смоленской области от 31 марта 2016 года отменить в части отказа Васильченко С.В. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 08.12.2015г. N 91, в этой части принять новое решение, которым требования в указанной части удовлетворить, признать незаконным постановление Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 08.12.2015г. N 91.
В остальной части решение Смоленского районного суда Смоленской области от 31 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Васильченко С.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.