Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Дмитриевой Г.И., Шнытко С.М.,
с участием прокурора Юрченковой Л.Н.,
при секретаре Лялиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Смоленской области (далее - Главное управление МЧС России по Смоленской области) на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителя ответчиков Фомина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения истца Ильина С.В., его представителя Седлецкого С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильин С.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Смоленской области, Федеральному государственному казенному учреждению "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области" о назначении выплаты в возмещение вреда здоровью, указав на необоснованное прекращение данной выплаты с 01.08.2015 г. и свое право на ее получение как лица, которому причинена травма ... при исполнении служебных обязанностей.
В судебном заседании Ильин С.В., уточнив требования, просил обязать Главное управление МЧС России по Смоленской области назначить (возобновить) с 01.05.2016 г. ежемесячную выплату в возмещение вреда здоровью в сумме ... руб. до изменения законодательства, улучшающего его положение, и взыскать с ФКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области" недоплату суммы в возмещение вреда здоровью за период с 01.08.2015 г. по 30.04.2016 г. в сумме ... руб.
Представитель ответчиков Фомин А.В. исковые требования не признал. Пояснил, что выплата спорной компенсации предусмотрена в случае получения пенсии по инвалидности, тогда как истец с 01.06.2015 г. является получателем пенсии за выслугу лет.
Обжалуемым решением с ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области" в пользу Ильина С.В. взыскана недополученная сумма денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.08.2015 г. по 30.04.2016 г. в сумме ... руб., возложена обязанность выплачивать Ильину С.В. денежную компенсацию с 01.05.2016 г. по ... руб. ежемесячно до изменения условий, влияющих на данную выплату. В иске Ильина С.В. к Главному управлению МЧС России по Смоленской области отказано.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по Смоленской области просит отменить решение суда, полагая, что оно вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального права, в удовлетворении исковых требований Ильину С.В. отказать.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, оснований для его отмены не находит.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что Ильин С.В. уволен из органов государственной противопожарной службы приказом МЧС России по Смоленской области от 27.12.2002 г. N 48 л/с на основании п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья).
Истец с 2005 года признан инвалидом ... группы вследствие военной травмы; с 2009 года ему установлена ... группа инвалидности, с 02.02.2011 г. истцу установлена ... группа инвалидности по причине "военная травма" бессрочно.
По последствиям травмы головного мозга, полученной в 1999 году, размер утраты профессиональной трудоспособности у истца составляет ... %.
Пенсионное обеспечение истца осуществляется УМВД России по Смоленской области с 01.01.2003 г.: Ильин С.В. с 01.01.2003 г. по 30.09.2012 г. получал пенсию за выслугу лет, с 01.10.2012 г. по 31.05.2015 г. - пенсию по инвалидности, с 01.06.2015 г. является получателем пенсии по выслуге лет.
Ильин С.В. также является получателем денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Приказами Главного управления МЧС России по Смоленской области истцу с 2005 года назначалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью с учетом ... % утраты профессиональной трудоспособности, впоследствии - с учетом 60 % утраты профессиональной трудоспособности.
С 02.02.2011 г. Ильину С.В. назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью с учетом ... % утраты профессиональной трудоспособности бессрочно, затем выплата была прекращена с 01.08.2012 г., вновь возобновлена с 01.10.2012 г. бессрочно.
С 01.06.2015 г. выплата сумм денежной компенсации Ильину С.В. фактически прекращена, но приказ о приостановлении (прекращении) этих выплат истцу Главным управлением МЧС России по Смоленской области не издавался.
Разрешая исковые требования, суд, проанализировав нормы действующего законодательства, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2015 г. N 11-П, применительно к конкретным обстоятельствам дела правомерно пришел к выводу об обоснованности требований истца по существу, о наличии у него права на одновременное получение пенсии по выслуге лет и единовременной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 28.06.2014 г., в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 26.05.2015 г. N 11-П часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации лицам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - инвалидам вследствие военной травмы, получающим пенсию за выслугу лет.
Данным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации распространил правовые позиции, выраженные в Постановлении от 10.02.2015 г. N 1-П, на всех имеющих специальные звания сотрудников учреждений и органов, перечисленных в названном Федеральном законе, которые признаны инвалидами вследствие военной травмы, независимо от вида назначенной им пенсии, в том числе на лиц, уволенных со службы в органах Государственной противопожарной службы.
Из Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.02.2015 г. N 1-П, от 26.05.2015 г. N 11-П следует, что одним из основных условий выплаты ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью сотруднику Государственной противопожарной службы ранее являлось и является в настоящее время не только причинение ему увечья при исполнении служебных обязанностей, исключающего для него возможность дальнейшего прохождения службы, но и имеют право на компенсацию независимо от получаемой ими пенсии.
Таким образом, законодатель дает право сотруднику противопожарной службы, получившему военную травму и впоследствии уволенному со службы, возможность выбрать пенсию либо за выслугу, либо по инвалидности (когда он имеет право на их одновременную выплату).
Истец имеет право на получение пенсии как по выслуге лет, так и пенсии по инвалидности, право выбора на получение пенсии принадлежит исключительно истцу.
Ильин С.В. в спорный по делу период выразил волю на получение пенсии по выслуге лет, которую ответчик ему выплачивает.
При этом по вышеизложенным основаниям Ильин С.В. сохраняет за собой право на получение ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, независимо от выбора вида получаемой им пенсии.
То обстоятельство, что до настоящего времени законодателем не внесены необходимые изменения в действующее правовое регулирование, вытекающие из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2015 г. N 11-П, правового значения в данном случае не имеет.
С учетом изложенного судебная коллегия находит верным, вопреки доводам апелляционной жалобы, вывод суда о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью при условии получения пенсии не по инвалидности, а по выслуге лет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пенсия по инвалидности подлежит вычету из размера утраченного денежного довольствия истца, а также доводы, оспаривающие расчет спорной выплаты, применительно к изложенному доводу, отклоняются судебной коллегией, поскольку являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Поскольку обстоятельства дела судом установлены полностью, все выводы в решении мотивированы и основаны на правильном толковании норм материального права, нарушений норм процессуального закона не допущено, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.