Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Волынчук Н.В.,
судей Мацкив Л.Ю. и Алексеевой О.Б.,
при секретаре Соболевской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шумячского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "Шумячский район" Смоленской области, МБОУ "Надейковичская средняя школа имени И.П.Гоманкова" о выделении из бюджета муниципального образования денежных средств, оборудовании входа в здание школы пандусом и поручнями с учетом технических требований, по апелляционной жалобе Администрации МО "Шумячский район" Смоленской области на решение Шумячского районного суда Смоленской области от 30 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой О.Б., судебная коллегия
установила:
Прокурор Шумячского района Смоленской области обратился в суд с иском к МБОУ "Надейковичская средняя школа имени И.П.Гоманкова", Администрации МО "Шумячский район" Смоленской области о возложении на первую обязанности по оборудованию входа в здание школы пандусом с поручнями с учетом технических требований, на вторую - по выделению на эти работы денежных средств из бюджета муниципального образования, ссылаясь на то, что в нарушение положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в здании МБОУ "Надейковичская средняя школа имени И.П. Гоманкова" отсутствуют специальные приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение.
В судебном заседании помощник прокурора Шумячского района Смоленской области Смирнова Е.М. иск поддержала по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика - Администрации МО "Шумячский район" Смоленской области Быков А.Н. требования не признал, указав на то, что Администрация исполняет полномочия в рамках принятого местного бюджета.
Представитель МБОУ "Надейковичская средняя школа имени И.П. Гоманкова" Магон И.В. иск признала в полном объеме.
Решением Шумячского районного суда Смоленской области от 30.03.2016г. Администрация МО "Шумячский район" Смоленской области обязана выделить финансовые средства для МБОУ "Надейковичская средняя школа имени И.П. Гоманкова" на оборудование входа в здание школы пандусом с поручнями с учетом технических требований; а МБОУ "Надейковичская средняя школа имени И.П. Гоманкова" - оборудовать вход в здание образовательной организации по адресу: Смоленская область, Шумячский район, д. Надейковичи, д.83, - пандусом с поручнями с учетом технических требований.
В апелляционной жалобе Администрация МО "Шумячский район" Смоленской области просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора по существу.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Юрченкова Л.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам ответчика.
Ответчики Администрация МО "Шумячский район" Смоленской области и МБОУ "Надейковичская средняя школа имени И.П.Гоманкова", несмотря на надлежащее извещение, явку в суд своих представителей не обеспечили, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания по делу не просили.
В силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника спора.
В соответствии с положениями ч.ч.1-2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Заслушав объяснение прокурора Юрченковой Л.Н., проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу п. "а" ст.9 "Конвенции о правах инвалидов", чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотрены, действующим с 01.01.2013, Сводом правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП-59.13330.2012), утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 605.
Согласно п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.
Пунктом 5.1.1 СНиП 35-01-2001, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Согласно п.5.1.9 СНиП 35-01-2001 помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.
При этом наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (п. 5.1.2 СНиП 35-01-2001).
В силу ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72, пункт "ж" ч.1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст.2, 7, 18 и 19).
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Шумячского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, в результате которой установлено, что вход в здание МБОУ "Надейковичская средняя школа имени И.П. Гоманкова" по адресу: Смоленская область, Шумячский район, д. Надейковичи, д.83, - не оборудован пандусом, условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения не созданы (л.д.6).
Учредителем и собственником имущества МБОУ "Надейковичская средняя школа имени И.П. Гоманкова" является МО "Шумячский район" Смоленской области, от имени которого функции и полномочия собственника и учредителя школы осуществляет Администрация МО "Шумячский район" Смоленской области (п. 1.2. Устава МБОУ "Надейковичская средняя школа имени И.П. Гоманкова").
Поскольку условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения не созданы (отсутствует оборудованный пандусом вход в здание школы), что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие, ограничивает возможность получения без дискриминации качественного образования, то суд обоснованно удовлетворил иск прокурора и обязал Администрацию МО "Шумячский район" Смоленской области выделить финансовые средства для школы, а МБОУ "Надейковичская средняя школа имени И.П.Гоманкова" - оборудовать такой вход в здание школы.
Доводы жалобы об ограниченности бюджета муниципального образования правового значения в данном случае не имеет, поскольку исполнение обязанности по несению бремени содержания муниципального имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, законодатель не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия необходимых финансовых ресурсов.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шумячского районного суда Смоленской области от 30 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО "Шумячский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.