Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей: Туникене М.В., Чеченкиной Е.А.,
при секретаре Коротиной А.В.,
рассмотрела в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 14 июня 2016 года по иску и.о. Сафоновского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих на территории Сафоновского городского поселения Смоленской области о признании незаконными действий АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов Сафоновского района Смоленской области, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, с понуждением прекратить указанные действия.
Заслушав доклад судьи Чеченкиной Е.А., объяснения представителя ответчика Стручковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Поповой Е.В. и представителя третьего лица ГУ "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" Ковальчук О.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, возражавших в удовлетворении жалобы ответчика, судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда
установила:
И.о. Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Сафоновский районный суд Смоленской области с вышеуказанным иском. В обоснование требований со ссылкой на ч.ч. 7, 7.1 ст. 155 ЖК РФ указал, что внесение платы за коммунальные услуги собственниками, нанимателями жилых помещений в многоквартирном жилом доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, непосредственно ресурсоснабжающей организации возможно только при наличии соответствующего решения, принятого общим собранием собственников помещений, тогда как факты принятия общими собраниями собственников таких решений в ходе прокурорских проверок не установлены.
Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" и Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области.
Помощник Сафоновского межрайонного прокурора Сташевский М.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, уточнив, при этом, что начисление и взимание платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах N N по ул. ... , осуществляется в настоящее время в соответствии с законом.
Представитель ответчика АО "АтомЭнергоСбыт" Стручкова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Главного управления "Государственная жилищная
инспекция Смоленской области" Ковальчук О.В. полагала заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены. Суд постановил:признать незаконными действия АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов Сафоновского района Смоленской области, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Обязать АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" прекратить действия по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов Сафоновского района Смоленской области, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
В апелляционной жалобе АО "АтомЭнергосбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергосбыт" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение (не указано какое).
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, не находит оснований для его отмены и изменения.
Из материалов дела следует, что основанием для подачи прокурором иска в суд послужили обращения граждан, проживающих в многоквартирных домах г. Сафоново Смоленской области, находящихся в управлении различных управляющих организаций, по фактам предъявления квитанций ресурсоснабжающей организацией по оплате электроэнергии на общедомовые нужды. Факты принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о внесении платы ресурсоснабжающей организации (ОА "АтомЭнергоСбыт") не установлены.
С учетом установленных по делу обстоятельств, положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с положениями ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 1, пп. "а" п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, и положениями Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124, потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
В силу п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
При таких обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон.
Доводы жалобы о том, что запрет на внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям относится лишь к случаям, когда управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом, заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет энергоснабжение, признаются несостоятельными и не имеют правового значения при разрешении настоящего спора.
Иные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.
Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено.
Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 14 июня 2016 года является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 14 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.