Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Малькова А.Г.,
судей: Савушкиной О.С., Ивановой О.А.,
при секретаре: Соломахиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. Сафоновского межрайонного прокурора, действующего в интересах Билько Г.Я., к администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области об оспаривании действий органа местного самоуправления по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 14 апреля 2016 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., возражения прокурора Поповой Е.В. относительно жалобы, судебная коллегия
установила:
И.о. Сафоновского межрайонного прокурора в интересах Билько Г.Я. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (далее - Администрация), указав в обоснование, что Билько Г.Я. проживает в квартире N дома N по ул. ... , которая предоставлена ей взамен жилого помещения, признанного аварийным. Жильцы дома N, в том числе и Билько Г.Я., 24 декабря 2015 года обратились в межведомственную комиссию при администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области с заявлением о проведение оценки и обследования квартир дома N 21 в целях признания их пригодными (непригодными) для проживания. В адрес Билько Г.Я. поступил ответ от 20 января 2016 года, содержащий отказ в проведении обследования, поскольку ранее комиссией проводилось обследование жилого дома, оснований для проведения повторного обследования не имеется. Данный отказ прокурор полагал незаконным, поскольку заявителем предоставлены все необходимые документы, оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги не имелось. Просил признать незаконными действия председателя межведомственной комиссии Администрации при рассмотрении заявления от 24 декабря 2015 года, обязав его принять решение о проведении соответствующего обследования жилого дома, результаты которого оформить в виде заключения.
В судебном заседании помощник прокурора Карпова О.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области Федькина Н.В. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что обращение Билько Г.Я. рассмотрено по существу, на него дан мотивированный ответ. Оснований для проведения повторной проверки и оценки жилого дома на предмет его пригодности (непригодности) для проживания не имеется, поскольку такое обследование ранее проводилось, заключением межведомственной комиссии от 19 февраля 2014 года жилой дом N по ул. ... признан пригодным для проживания.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 14 апреля 2016 года требования и.о. Сафоновского межрайонного прокурора удовлетворены частично: на администрацию МО "Сафоновский район" Смоленской области возложена обязанность по предоставлению Билько Г.Я. муниципальной услуги - "Признание помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неправильное применение норм материального права. В качестве оснований к отмене указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность созыва повторной межведомственной комиссии при наличии аналогичного заключения, вынесенного уполномоченным органом в пределах полномочий, предоставленных ему законом, правомерность которого была проверена в судебном порядке.
Возражений на жалобу не поступило.
В силу ч. 2 ст. 306 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Административный истец Билько Г.Я., представитель административного ответчика - администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области, надлежаще извещенные, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебной коллегией определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление
В силу п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение N 47) комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов (пункт 44 Положения).
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней, с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (п. 46 Положения).
В силу п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 02.04.2013 N 408 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Признание помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в новой редакции (Регламент).
В соответствии с пунктом 2.8 Регламента в предоставлении муниципальной услуги заявителю отказывается в следующих случаях: запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, отсутствие документов, предусмотренных п.2.6.1 настоящего Административного регламента, или предоставление документов не в полном объеме, предоставления заявителем заведомо недостоверных сведений и документов, по форме или содержанию не соответствующих требованиям действующего законодательства и настоящего Административного регламента, заявление подано лицом, не уполномоченным совершать такого рода действия.
Как следует из материалов дела, Билько Г.Я. зарегистрирована и проживает в квартире N, расположенной в доме N по ул. ...
24 декабря 2015 года Билько Г.Я., совместно с другими нанимателями и собственниками помещений указанного домовладения обратилась в Администрацию с заявлением о проведении оценки и обследования квартир дома N по ул. ... на предмет признания их пригодными (непригодными) для проживания. Данное заявление содержит обоснование для проведения оценки, в том числе, нарушения, допущенные в ходе строительства, разрушение строительных конструкций жилого дома, образование трещин на стенах в помещениях. К заявлению приложены копии правоустанавливающих документов на жилые помещения и копия экспертного заключения СРО ООФ " ХХХ".
Письмом от 20 января 2016 года N 73 первый заместитель главы муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области сообщил об отсутствии оснований для проведения обследования вышеуказанных квартир, поскольку заявление является повторным, обследование помещений проводилось межведомственной комиссией 19 февраля 2014 года, в ходе которого установлено, что все помещения, расположенные в вышеуказанном многоквартирном доме соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодны для проживания.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, административные процедуры, предусмотренные вышеуказанными Положением и Регламентом, Администрацией совершены не были и, соответственно, по существу в установленном законом порядке заявление Билько Г.Я. не разрешено.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении иска прокурора в части возложения обязанности на Администрацию в предоставлении Билько Г.Я. муниципальной услуги по проведению оценки квартиры N в доме N по ул. ... области в целях признания ее пригодной или непригодной к проживанию.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции и не находит оснований для отмены решения суда.
То обстоятельство, что ранее в отношении дома N по ул. ... проводилось обследование на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, не является препятствием к проведению повторного обследования в порядке и на условиях, предусмотренных Положением N 47.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются вышеизложенными обстоятельствами и основаны на неверном толковании норм права.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд необоснованно не указал в резолютивной части решения на признание обжалуемого бездействия незаконным и не установилсрок устранения допущенных нарушений, как это требуют положения п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда выводом о признании бездействия Администрации незаконным при рассмотрении заявления от 24 декабря 2015 года и установить срок устранения допущенных нарушений в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, суд обязывает Администрацию сообщить об исполнении решения прокурору в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 14 апреля 2016 года изменить, дополнив резолютивную часть абзацами следующего содержания:
"Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области по не проведению оценки жилых помещений, расположенных по адресу: ... на предмет пригодности (непригодности) для проживания граждан при рассмотрении заявления Билько Г.Я. от 24 декабря 2015 года.
Установить срок устранения допущенных нарушений в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области сообщить об исполнении решения прокурору в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.".
В остальной части решение Сафоновского районного суда г. Смоленска от 14 апреля 2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.