Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей: Руденко Н.В., Чеченкиной Е.А.,
при секретаре Коротиной А.В.,
рассмотрела в апелляционном порядке административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области) на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 31 марта 2016 года по административному исковому заявлению Тарабрина В.П. об оспаривании решений ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Заслушав доклад судьи Чеченкиной Е.А., объяснения представителя административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области Тверского Д.Э., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Тарабрина В.П.- Нестеровой О.М., возражавшей в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда
установила:
Тарабрин В.П. обратился в Ярцевский городской суд Смоленской области (по месту своего жительства) с административным исковым заявлением об оспаривании решений ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости (земельных участков) от (дата) N N
В обоснование требований указал, что (дата) обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области с тринадцатью заявлениями о кадастровом учете изменений сведений в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков о категории земли с категории "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов", вида разрешенного использования земельных участков с вида "для сельскохозяйственного использования" на вид "дома индивидуальной жилой застройки". Считает необоснованными решения о приостановлении кадастрового учета на том основании, что заявление и необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее- Закон о кадастре), земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, поскольку все необходимые заявления и документы в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области им были представлены. Просил обжалуемые им решения отменить и обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений сведений об объектах недвижимости.
Представитель административного истца Нестерова О.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на административное исковое заявление, со ссылкой на действующее законодательство в области спорных правоотношений, указал, что в порядке информационного взаимодействия документы, необходимые для осуществления кадастрового учета изменений сведений в отношении указанных Тарабриным В.П. земельных участков, в том числе карта (план) объектов землеустройства, не поступали, в связи с чем осуществить кадастровый учет указанных изменений не представляется возможным. Все основания для приостановления кадастрового учета изменений имеются. Просили отказать в удовлетворении требований.
Обжалуемым решением от 31 марта 2016 года заявленные административные исковые требования Тарабрина В.П. удовлетворены. Суд постановилпризнать решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области от (дата) о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N, N незаконными; обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости по заявлениям Тарабрина В.П. от (дата) с регистрационными номерами N. Решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе административным ответчиком ставится вопрос об отмене состоявшегося решения суда, как незаконного и необоснованного, и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, указывают на наличие оснований для прекращения производства по данному делу ввиду наличия вступившего в законную силу решения Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от (дата) , которым в удовлетворении требований Тарабрина В.П. о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельных участков отказано. Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению судом первой инстанции норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тарабрин В.П. является собственником "данные изъяты" земельных участков с кадастровыми номерами: N, N.
(дата) Тарабрин В.П. обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений сведений об объектах недвижимости с категории "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов", вида разрешенного использования земельных участков с вида "для сельскохозяйственного использования" на вид "дома индивидуальной жилой застройки", приобщив к каждому из них: выкопировку из ПЗЗ от (дата) г.; выкопировку из ПЗЗ от (дата) г.; газету от (дата) г., доверенность от (дата) г.; заключение от (дата) г. N N; заключение от (дата) г. (дата) ; кадастровый паспорт земельного участка от (дата) г.; Куйвозовский вестник от (дата) г.; решение от (дата) г. N N; копии свидетельств о государственной регистрации права собственности; ситуационный план от (дата) г.; фрагмент Генерального плана от (дата) г.
Решениями от (дата) , номера которых указаны выше, в результате рассмотрения данных документов ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области со ссылкой на п.5 ч.2 ст.26 Закона о кадастре приостановила осуществление государственного кадастрового учета в связи с тем, что заявления о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре, земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности Российской Федерации, а именно: специфика перевода земельных участков земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов представлена в ст.8 ЗК РФ и ст.8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; в адрес органа кадастрового учета от органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия необходимые документы не поступали.
В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 5 ст. 4 вышеназванного Федерального закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, который определен ст. 7 Закона о кадастре недвижимости), входят сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости (ч.1), дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); категория земель, к которой отнесен земельный участок, разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (п.п.7,13,14 ч.2).
Одним из оснований для осуществления кадастрового учета в соответствии с ч.1 ст. 16 Закона о кадастре недвижимости является изменение, как уникальных характеристик объекта недвижимости, так и любых указанных в пунктах 7, 9, 11- 21.1, 25-30 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости, в число которых входит изменение категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования.
В силу ч.2 ст. 16 данного Федерального закона такой кадастровый учет в связи с изменением вышеуказанных сведений о земельном участке осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре недвижимости для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (ч.5 ст. 16)
Орган кадастрового учета при поступлении заявления о кадастровом учете и представлении заявителем необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для кадастрового учета документов самостоятельно запрашивает иные необходимые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона для кадастрового учета документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе и обязанность по представлению таких документов не возложена на заявителя в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.6 ст. 16 Закона о кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 22 Закона о кадастре недвижимости копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений)- запрашиваются органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, после поступления (дата) от Тарабрина В.П. заявлений о кадастровом учете изменений в отношении категории и разрешенного использования земельных участков ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области, недостающие, по их мнению, документы в нарушение ч.6 ст. 16 Закона о кадастре недвижимости у органа местного самоуправления запрошены не были, оценка представленных заявителем документов не дана, в связи с чем обжалуемые решения о приостановлении осуществления кадастрового учета требованиям закона не соответствуют.
То обстоятельство, что данные сведения были запрошены ранее, однако, не поступили в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области, не могли являться основанием для приостановления кадастрового учета по заявлениям от (дата) .
Представленные ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области в суд апелляционной инстанции доказательства отмену судебного акта в данной части не влекут, поскольку свидетельствуют о направлении запросов в органы местного самоуправления после принятия судом решения по настоящему делу.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части признания незаконными решений ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области от (дата) о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости с указанными кадастровыми номерами является правильным.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований Тарабрина В.П. об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости по заявлениям Тарабрина В.П. от (дата) не имелось, поскольку по существу его заявления рассмотрены не были.
Оснований для прекращения производства по данному делу не имеется, поскольку рассматриваемые в настоящем деле решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области от (дата) предметом рассмотрения иных судов не являлись.
Вопреки остальным доводам жалобы судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего в остальной части постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене, в том числе и по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311, п.2 ч.2 ст.310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 31 марта 2016 года в части возложения на Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ленинградской области обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости по заявлениям Тарабрина В.П. от (дата) с регистрационными номерами: N, N отменить, принять в этой части новое решение, которым:
отказать в удовлетворении требований в данной части;
обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области принять решения по рассмотрению вышеуказанных заявлений Тарабрина В.П. в двухмесячный срок с даты принятия настоящего апелляционного определения;
обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области сообщить в Ярцевский городской суд Смоленской области и Тарабрину В.П. об исполнении настоящего решения в течение трех месяцев с даты принятия настоящего апелляционного определения.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика- ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.