Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Ситьковой О.Н.,
судей Фоминова Р.Ю., Луневой С.П.,
с участием прокурора Дремовой М.Д.,
при секретаре судебного заседания Дугужевой Б.Х.-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации Курского муниципального района Ставропольского края Калашникова С.И. на решение Курского районного суда Ставропольского края от 15 апреля 2016 года,
по иску прокурора Курского района Ставропольского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к муниципальному дошкольному образовательному учреждению N 18 и администрации Курского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала,
заслушав доклад судьи Фоминова Р.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Курского района Ставропольского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации, обратился в суд с указанным иском (впоследствии уточненным).
Требования мотивировал тем, что по результатам проверки государственным инспектором Курского района по пожарному надзору 28.04.2015 года выдано предписание N " ... " об устранении нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по их предотвращению угрозы возникновения пожара муниципальное дошкольное образовательное учреждение N 18, в соответствии с которым, необходимо установить систему пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения закреплено до 20.11.2015 года. Однако, до настоящего времени указанное предписание не выполнено, что неправомерно. Установленная в настоящее время система пожарной безопасности в помещении учреждения здравоохранения МДОУ N 18 не имеет возможности обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения. Устранение выявленных нарушений в МДОУ N 18 возможно при выделении администрацией Курского муниципального района Ставропольского края, являющейся учредителем МДОУ N 18, на указанные цели денежных средств. Просил суд обязать администрацию Курского муниципального района Ставропольского края и МДОУ N 18 оборудовать здание муниципального дошкольного образовательного учреждения системой пожарной сигнализации, которая обеспечивала бы подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
Решением Курского районного суда Ставропольского края от 15 апреля 2016 года исковое заявление прокурора Курского района Ставропольского края удовлетворено. Администрация Курского муниципального района Ставропольского края и МДОУ N 18 обязаны оборудовать здание муниципального дошкольного образовательного учреждения системой пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
В апелляционной жалобе глава администрации Курского муниципального района Ставропольского края Калашников С.И. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что возложение обязанности по принятию мер, обеспечивающих оборудование МДОУ N 18 "Алёнка" системой пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала, а по существу - выделение денежных средств для финансирования названных мероприятий противоречит принципу самостоятельности бюджета, закрепленному статьей 31 Бюджетного кодекса РФ. Бюджет Курского муниципального района Ставропольского края является дотационным, предусмотреть финансирование мероприятий по установке системы пожарной сигнализации за счет собственных средств в полном объеме не представляется возможным, так как сумма затрат в общей совокупности превышает 4,5 миллиона рублей. Администрация Курского муниципального района Ставропольского края в данном направлении не бездействует, постепенно при наличии финансовых возможностей производится установка вышеуказанных систем пожарной сигнализации в образовательных учреждениях, а во- вторых, проводится работа по привлечению бюджетных средств других бюджетов (в частности бюджета Ставропольского края) бюджетной системы Российской Федерации на данные цели, а именно направлены письма в Министерство финансов Ставропольского края.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Курского района Ставропольского края Лушников Э.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Положениями ст. 37 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Из положений п. 14.4 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, следует, что на объектах класса функциональной опасности Ф1.1 и Ф4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009.
Статьей 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлена классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, где к классу Ф1.1 - отнесены здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, а к классу Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (в ред. 3 февраля 2014 года) "Об образовании в РФ", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Закона, следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в здании МДОУ N 18 Курского муниципального района Ставропольского края, расположенном по адресу: Ставропольский край, Курский район, ст. Галюгаевская, ул. Моздокская, 19, отсутствует система пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
Указанное обстоятельство ни кем не оспаривалось и подтверждается имеющимся в материалах дела предписанием N " ... " от 28.04.2015 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в соответствии с которыми в МДОУ N 18 необходимо было в срок до 20.11.2015 года установить систему пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
В части 1 ст. 17 Закона Ставропольского края от 30.07.2013 года N 72-кз "Об образовании", закреплена обязанность муниципальных образовательных организаций по созданию условий, гарантирующих охрану здоровья обучающих.
Согласно пункту 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 ГК РФ).
Согласно пунктам 1.4, 3.1 Устава, утвержденного постановлением администрации Курского муниципального района Ставропольского края N " ... " от 17.10.2013 года, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 18 "Алёнка" Курского муниципального района Ставропольского края по типу относится к муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждениям; по виду - к детскому суду; по организационно- правовой форме - к муниципальным учреждениям.
Учредителем детского сада и собственником его имущества в силу пунктов 2.1, 6.2 Устава является Курский муниципальный район Ставропольского края, функции и полномочия учредителя и собственника имущества детского сада исполняет администрация Курского муниципального района Ставропольского края.
Детский сад находится в ведомственном подчинении отдела образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края, который является главным распорядителем денежных средств (пункты 2.2, 6.5 Устава).
Таким образом, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
Детский сад относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).
Отсутствие в образовательном учреждении системы пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.
Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Следовательно, отсутствие в здании МДОУ N 18 Курского муниципального района Ставропольского края системы пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции правильно применил нормы действующего законодательства, обоснованно возложил обязанность на администрацию Курского муниципального района Ставропольского края и МДОУ N 18, поскольку выполнение этой обязанности направлено на обеспечение пожарной безопасности воспитанников (учащихся) и работников учреждения во время образовательного процесса.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выделение денежных средств для финансирования названных мероприятий противоречит принципу самостоятельности бюджета, закрепленному статьей 31 Бюджетного кодекса РФ, что бюджет Курского муниципального района Ставропольского края является дотационным, что предусмотреть финансирование мероприятий по установке системы пожарной сигнализации за счет собственных средств в полном объеме не представляется возможным, так как сумма затрат в общей совокупности превышает 4,5 миллиона рублей, судебной коллегией не принимаются, являются несостоятельными, поскольку данные доводы не основаны на законе и не освобождают ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности.
Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г. указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
В материалах дела отсутствуют и в суды первой и апелляционной инстанций не представлены доказательства о проведении мероприятий по обеспечению МДОУ детский сад N 18 "Аленка" системой пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
С учетом изложенного и приведенных норм законов, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные доводы апелляционной жалобы, что администрация Курского муниципального района Ставропольского края не бездействует, постепенно при наличии финансовых возможностей производится установка вышеуказанных систем пожарной сигнализации в образовательных учреждениях, проводится работа по привлечению бюджетных средств других бюджетов (в частности бюджета Ставропольского края) бюджетной системы Российской Федерации на данные цели, а именно направлены письма в Министерство финансов Ставропольского края, поскольку устранение выявленных нарушений в дошкольном образовательном учреждении детский сад N 18 "Аленка", возможно при выделении местной администрацией Курского муниципального района денежных средств на указанные цели.
Доказательства обратному в суды первой и апелляционной инстанций не представлены.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о возложении на администрацию Курского муниципального района Ставропольского края и МДОУ N 18 обязанности оборудовать здание муниципального дошкольного образовательного учреждения N 18 системой пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
Иных правовых доводов в обоснование незаконности или необоснованности принятого решения апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь за собой отмену решения, не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курского районного суда Ставропольского края от 15 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Курского муниципального района Ставропольского края Калашникова С.И - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.