Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Берко А.В.,
судей
Загорской О.В., Чернышовой Н.И.,
при секретаре
Казаряне А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации Курского муниципального района Ставропольского края
на решение Курского районного судаСтавропольского края от 21 апреля 2016 года прокурора Курского района Ставропольского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации, к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N15 Курского муниципального района Ставропольского края и Администрации Курского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала,
заслушав доклад судьи Загорской О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Курского района Ставропольского края обратился в суд с иском Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N15 Курского муниципального района Ставропольского края и Администрации Курского муниципального района Ставропольского края, в котором просит:
обязать Администрацию Курского муниципального района Ставропольского края и МОУ СОШ N 15 Курского муниципального района Ставропольского края оборудовать здание муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N15 системой пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проверки установлено, что 02.04.2015 государственным инспектором Курского района по пожарному надзору было выдано предписание N44/01/30 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по их предотвращению угрозы возникновения пожара МОУ СОШ N5, в соответствии с которым в срок до 20.10.2015 года необходимо установить в зданиисистему пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала. Однако до настоящего времени данное предписание не выполнено, а имеющаяся система пожарной безопасности в помещении учреждения МОУ СОШ N5 не имеет возможности обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала. Устранение выявленных нарушений возможно при выделении администрацией Курского муниципального района Ставропольского края на указанные цели денежных средств, поскольку последняя, является учредителем указанного дошкольного образовательного
учреждения.
Решением суда от 21.04.2016 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик Администрация Курского муниципального района Ставропольского края в апелляционной жалобе считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что суд не принял во внимание, что бюджет Курского муниципального района Ставропольского края является дотационным и в данном бюджете не предусмотрены средства на реализацию указанных мероприятий, поскольку сумма затрат в общей совокупности превышает 4,5 миллиона рублей.
Просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор считает доводы жалобы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, то есть в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав мнение прокурора Колячкиной И.В., просившей оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, в отсутствие не явившихся остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, в том числе и путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона "Обобразованиив Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работниковобразовательной организации.
Согласно п.8 ч.1 ст.41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющейобразовательнуюдеятельность.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В силу ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ст.38 указанного Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения, перечисленных в ст.15 настоящего ФЗ, а также в п.5 ч.1 ст.9 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Обобразованиив Российской Федерации", органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенныхучрежденийи финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальнымиучреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, из анализа приведенных норм ФЗ следует, что финансирование мероприятий по оборудованиюзданияобразовательного учреждениясистемой пожарной сигнализации отнесено к компетенции администрации района и является расходным обязательством последней, осуществляемым за счет средств местного бюджета, что отвечает требованиям ст.53 вышеуказанного ФЗ и ст.ст.65,86 БК РФ.
На основании пункта 14.4 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 175, на объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009.
В силу п.п. 1, 4 ч.1 ст.32 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"здания(сооружения, пожарные отсеки и частизданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся вздании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: Ф 1.1 - зданиядошкольныхобразовательных
организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпусаобразовательныхорганизаций с наличием интерната и детских организаций; Ф 4.1 -зданияобщеобразовательных организаций, организаций дополнительногообразованиядетей,
профессиональныхобразовательныхорганизаций.
В соответствии с ч.7 ст.83 указанного выше Закона системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а взданияхклассов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, а так же усматривается из исследованных материалов дела следующее.
02.04.2015 государственным инспектором Курского района по пожарному надзору было выдано предписание N44/01/30 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по их предотвращению угрозы возникновения пожара МОУ СОШ N5, в соответствии с которым в срок до 20.10.2015 года необходимо установить в зданиисистему пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала.
При таких обстоятельствах, суд правомерно не принял во внимание доводы представителя администрации Курского муниципального района Ставропольского края об отсутствии финансовых средств для устранения выявленных недостатков, придя к правомерному выводу о том, что указанное обстоятельство не освобождает последних от обязанности оборудовать здание муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 15 Курского муниципального района Ставропольского края беспроводной системой
Судебная коллегия считает, что выполнение указанной обязанностинаправлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников дошкольного образовательногоучреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы главы администрации Курского муниципального района Ставропольского края об отсутствии возможности исполнения решения суда в связи с недостаточным финансированием из бюджета не влияют на законность принятого решения. Выполнение возложеннойсудом на ответчиковобязанности, направленной на обеспечение безопасности детей и работниковучреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, обеспечение состояния защищенностиздания, включенное законом в систему профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, не может быть поставлено в зависимость от уровня обеспеченности бюджета района.
Иных доказательств, опровергающих выводы суда, либо свидетельствующих и об их неправильности, а также могущих повлиять на суждение суда первой инстанции, апеллянтом не представлено (ст.56 ГПК РФ).
Бремя доказывания между сторонами распределено судом верно, приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курского районного судаСтавропольского края от 21 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.