Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Быстрова О.В.,
судей Луневой С.П., Шурловой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Дугужевой Б.Х.-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы Курского муниципального района Ставропольского края Калашникова С.И.
на решение Курского районного суда Ставропольского края от
11 апреля 2016 года
по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Курского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N8 Курского муниципального района Ставропольского края, администрации Курского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Курского района Ставропольского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лип Российской Федерации с иском об обязании Администрации Курского муниципального района Ставропольского края и Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 8 Курского муниципального района Ставропольского края оборудовать здание МОУ СОШ N 8 Курского муниципального района Ставропольского края системой пожарной сигнализации, которая обеспечиваем подачу светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
В обоснование заявленного иска указал, что по результатам проверки установлено, что 12.05.2015 государственным инспектором Курского района по пожарному надзору было выдано предписание N107/01/53 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по их предотвращению угрозы возникновения пожара МОУ СОШ N 8, в соответствии с которым в срок до 20.11.2015 необходимо установить в здании систему пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала.
Однако до настоящего времени данное предписание не выполнено, а имеющаяся система пожарной безопасности в помещении учреждения МОУ СОШ N 8 не имеет возможности обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала. Устранение выявленных нарушений возможно при выделении администрацией Курского муниципального района Ставропольского края на указанные цели денежных средств, так как последняя является учредителем указанного дошкольного образовательного учреждения.
Обжалуемым решением Курского районного суда Ставропольского края от 11 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе глава Курского муниципального района Ставропольского края Калашников С.И. просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение, указав, что возложение обязанности по принятию мер, обеспечивающих оборудование МОУ СОШ N8 системой пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала, а по существу - выделение денежных средств для финансирования названных мероприятий противоречит принципу самостоятельности бюджета, закрепленному ст.31 Бюджетного кодекса РФ. Бюджет Курского муниципального района Ставропольского края является дотационным, предусмотреть финансирование мероприятий по установке системы пожарной сигнализации за счет собственных средств в полном объеме не представляется возможным, так как сумма затрат в общей совокупности превышает 4,5 миллиона рублей. Администрация Курского муниципального района Ставропольского края в данном направлении не бездействует, во-первых, постепенно при наличии финансовых возможностей производится установка вышеуказанных систем пожарной сигнализации в образовательных учреждениях, а во- вторых, проводится работа по привлечению бюджетных средств других бюджетов (в частности бюджета Ставропольского края) бюджетной системы Российской Федерации на данные цели, а именно направлены письма в Министерство финансов Ставропольского края.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Курского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав, заключение прокурора Дремовой М.Д. полагавшей, что оснований к отмене состоявшегося решения не имеется, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению состоявшегося решения.
В силу статей 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (статья 38 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно частям 6, 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 части 1 статьи 32 Технического регламента здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (пункт 7 статьи 83 Технического регламента).
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в здании Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 8 Курского муниципального района Ставропольского края, расположенного по адресу: Ставропольский край, Курский район, село Русское, улица Кооперативная, 120А, отсутствует система пожарной сигнализации, которая обеспечивала бы подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
Данное обстоятельство подтверждается пояснениями специалиста Арутюнян Р.А., который пояснил, что установка системы пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала необходима. В 2015 году была проведена проверка исполнения требования пожарной безопасности. По итогам проверки выдано предписание, которое не было устранено.
Согласно предписания N107/01/53 от 12.05.2015 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по их предотвращению угрозы возникновения пожара следует, что в МОУ СОШ N 8 необходимо было в срок до 20.11.2015 установить систему пожарной сигнализации, которая обеспечит подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
Согласно Уставу Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 8 Курского муниципального района Ставропольского края и сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 8 Курского муниципального района Ставропольского края является муниципальным учреждением, а учредителем, осуществляющим финансирование учреждения, является администрация Курского муниципального района Ставропольского края.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку осуществление деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 8 Курского муниципального района Ставропольского края в отсутствие системы пожарно-охранной сигнализации не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создаст опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности на Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 8 Курского муниципального района Ставропольского края и администрацию Курского муниципального района Ставропольского края по оборудованию здания муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 8 Курского муниципального района Ставропольского края, расположенное по адресу: Ставропольский край, Курский район, село Русское, улица Кооперативная, 120А системой пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат указание на факты, свидетельствующие о нарушении судом первой инстанции как норм материального, так и процессуального права, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену или изменение решения.
Руководствуясь ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курского районного суда Ставропольского края от 11 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.