Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Быстрова О.В.,
судей Шурловой Л.А., Турлаева В.Н.,
с участием прокурора Левушкиной Е.В.
с участием секретаря Дугужевой Б.Х.-М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации Курского муниципального района Ставропольского края в лице главы Курского муниципального района Калашникова С.И. на решение Курского районного суда Ставропольского края от 21 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Курского района Ставропольского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к муниципальному дошкольному образовательному учреждению N3, администрации Курского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой пожарной сигнализации, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,
установила:
Прокурор Курского района Ставропольского края обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию Курского муниципального района Ставропольского края и МДОУ N3 оборудовать здание муниципального дошкольного образовательного учреждения системой пожарной сигнализации, которая обеспечивала бы подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.
В обоснование иска прокурор указал, что по результатам проверки государственным инспектором Курского района по пожарному надзору 01.04.2015 года выдано предписание N 42/01/28 об устранении нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по их предотвращению угрозы возникновения пожара муниципальное дошкольное образовательное учреждение N3, в соответствии с которым необходимо установить систему пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения закреплено до 20.10.2015 года. Однако, до настоящего времени предписание не выполнено.
Установленная в настоящее время система пожарной безопасности в помещении учреждения здравоохранения МДОУ N3 не имеет возможности обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.
Обжалуемым решением Курского районного суда от 21.04.2016 г. исковые требования прокурора Курского района - удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация Курского муниципального района в лице главы Администрации Калашникова С.И. просил отменить решение, как незаконное, так как возложение обязанности по принятию мер по установке противопожарной сигнализации, а по существу - выделение денежных средств для финансирования данных мероприятий противоречит принципу самостоятельности бюджета, закрепленного ст.31 Бюджетного кодекса РФ. В доводах жалобы указано, что бюджет Курского муниципального района Ставропольского края является дотационным, предусмотреть финансирование мероприятий по установке системы пожарной сигнализации за счет собственных средств в полном объеме не представляется возможным, так как сумма затрат в общей совокупности превышает 4,5 миллиона рублей. Администрацией проводится работа по привлечению бюджетных средств других бюджетов (в частности бюджета Ставропольского края) бюджетной системы Российской Федерации на данные цели, направлены письма в Министерство финансов Ставропольского края.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Курского района старший советник юстиции Лушников Э.Ю. просил оставить без изменения.
В судебное заседание судебной коллегии явился процессуальный истец, иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания заказным с уведомлением от 29.06.2016г. не явились, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражении на нее, заслушав процессуального истца прокурора Левушкину Е.В. об отсутствии оснований к отмене либо изменению решения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.
Судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Существенных нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу части 4 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Регламента.
Пунктом 7 статьи 63 Технического регламента определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре отнесены статьей 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
Согласно пункту 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390, на территории поселений и городских округов должно обеспечиваться наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в соответствии со статьями 6, 63 Технического регламента.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в здании МДОУ N 3 (детский сад "Ласточка") Курского муниципального района Ставропольского края, расположенном по адресу: Ставропольский край, Курский район, село Эдиссия ул.Абовяна,** отсутствует система пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
Данное обстоятельство подтверждается показаниями специалиста Аруюнян Р.А., предписанием N 42/01/28 от 01.04.2015 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в соответствии с которыми в МДОУ N 3 необходимо было в срок до 20.10.2015 года установить систему пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности по оборудованию здания дошкольного образовательного учреждения беспроводной системой пожарно-охранной сигнализации с передачей сигнала о пожаре в ближайшее подразделение пожарной охраны, суд первой инстанции обоснованно счел подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку отсутствие в здании МДОУ N 3 Курского муниципального района Ставропольского края системы пожарной сигнализации нарушает права и законные интересы детей, персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
В части 1 ст. 17 Закона Ставропольского края от 30.07.2013 года N 72-кз "Об образовании", закреплена обязанность муниципальных образовательных организаций по созданию условий, гарантирующих охрану здоровья обучающих.
Согласно пункту 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно пунктам 2.1,3.1 Устава, утвержденного постановлением администрации Курского муниципального района Ставропольского края N 1052 от 29.12.2014 года, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 3 "Ласточка" относится к муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждениям. Учредителем и собственником его имущества в силу пунктов 2.1, 6.2 Устава является Курский муниципальный район Ставропольского края, функции и полномочия учредителя и собственника имущества детского сада исполняет администрация указанного района. Детский сад находится в ведомственном подчинении отдела образования администрации Курского муниципального района, который является главным распорядителем денежных средств (пункты 2.2, 6.5 Устава).
Таким образом, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Как правильно указал суд первой инстанции, действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей. Детский сад относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе, несовершеннолетних граждан)и выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Доводы жалобы об отсутствии в бюджете денежных средств, необходимых для оборудования здания детского сада такой системой, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание в силу изложенного.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Курского районного суда от 21 апреля 2016 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Курского муниципального района Ставропольского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.